После длительном эксплуатации на моем моторе «Вихрь» прогорела металлическая окантовка внутреннего отверстия прокладки головки цилиндров. Приобрести новую прокладку не удалось, пришлось придумывать способ ремонта в домашних условиях.
Изготовив три простых приспособления — матрицу, фиксирующее кольцо и пуансон (рис. 1), я отремонтировал прокладку, причем после моего ремонта она имела вполне «заводской» вид.
Для окантовки прокладки по внутреннему диаметру применяется латунная или медная лента толщиной 0,3 мм, отожженная в пламени кухонной плиты до образования цвета побежалости. Ширина ленты должна быть не менее 15—18 мм, так как при таком размере значительно легче заправить ленту в приспособление.
Вначале оберните ленту вокруг выступа матрицы 1 (рис. 2, а) с перекрытием 6—8 мм и зафиксируйте кольцом 2. Лента должна быть ровно расправлена на выступе. Затем обрежьте ее ножницами по высоте выступа (рис. 2, б) и лезвием ножа отогните в наружную сторону на 30—45° (рис. 2, в). Наденьте на матрицу пуансон 3 и ударами молотка формуйте отгиб ленты на 90°. Разобрав приспособление, в тисках освободите заготовку окантовки и, перевернув ее на 180°, вновь наденьте заготовку на матрицу; одновременно наденьте на выступ прокладку (рис. 2, д), очищенную от старой окантовки. Верхний край окантовки отогните ножом на 30—45°, установите пуансон и напрессовывайте окантовку на прокладку.
Остается снять пуансон и матрицу — и прокладка готова. Внутренний диаметр по окантовке на готовой прокладке получается несколько большим (на 1 мм) диаметра цилиндра, но при затяжке болтов головки блока окантовка окончательно обжимается и диаметр уменьшается.
Это же приспособление можно использовать для замены небольших прогоревших участков окантовки, а изменив его размеры — для ремонта прокладок моторов других марок.