По просьбе редакции автор подготовил описание работ по изготовлению этой системы.
Информация об изображении![Рис. 1. Принципиальная схема системы зажигания для трехцилиндрового «Вихря»](https://www.barque.ru/img/articles2/ris_1_principialnaya_shema_sistemy_zazhiganiya_dlya_trehcilindrovogo_vihrya_small.jpg)
Рис. 1. Принципиальная схема системы зажигания для трехцилиндрового «Вихря»
Система зажигания самодельного трехцилиндрового «Вихря» выполнена на базе шестимагнитного маховика и деталей магнето типа МГ-101.
![Рис. 1. Принципиальная схема системы зажигания для трехцилиндрового «Вихря»](https://www.barque.ru/img/articles2/ris_1_principialnaya_shema_sistemy_zazhiganiya_dlya_trehcilindrovogo_vihrya_small.jpg)
Рис. 1. Принципиальная схема системы зажигания для трехцилиндрового «Вихря»
Как видно из приводимой принципиальной схемы (рис. 1), магдино имеет три генераторные катушки, расположенные на основании, причем одна из них L1 — используется для энергопитания бортовой сети лодки, а другие L2 и L3 — в системе зажигания. Между генераторными катушками на основании магнето установлены три прерывательных механизма «Пр». Конденсаторы системы зажигания (C1, С2 и С3) с основания убираются. Они могут быть закреплены на кронштейне высоковольтных трансформаторов, закрепленных на картере с правой (если смотреть спереди) стороны двигателя или на отдельном кронштейне с другой стороны картера.
Генераторные катушки зажигания и высоковольтные трансформаторы соединены тремя проводами сечением 0,8 мм2 с закреплением выводов на промежуточном клеммнике. На этот же клеммник выводятся и два провода от катушки системы энергоснабжения. На рис. 2 показано значительно большее количество проводов, подходящих к клеммнику: отдельно выведены провода от всех катушек и прерывателей. Это сделано для того, чтобы иметь возможность без снятия маховика и разъединения проводов подключать контактную систему электронного зажигания.
Основание магдино (рис. 3) изготовлено из двух частей — корпуса основания 1 с впрессованной для повышения износостойкости втулкой 2 и пластины 3. Втулка запрессовывается после выполнения трех резьбовых отверстий М5 для стоек прерывателей. Отверстия М5 для крепления генераторных катушек выполняются с использованием в качестве кондукторов изготовленных магнитопроводов. При этом магнитопроводы выставляются по наружному диаметру 110,2+0,2 мм с учетом последующей их обработки.
Пластина 3 вырезана из листа стали 20 толщиной 4,5 мм с последующей шлифовкой до окончательного размера и крепится к корпусу основания тремя винтами М4X10 с потайными головками. Отверстия под винты выбираются по месту. Для снижения трудоемкости изготовления пластины 3 рычаг поворота и выступ для крепления возвратной пружины могут быть сделаны приварными. При креплении пластины к корпусу основания необходимо по возможности точно выдержать угловое расположение одной из катушек относительно рычага опережения, замерив этот угол по штатному магнето МГ-101.
В качестве материала для пластин 2 (рис. 4) магнитопроводов катушек используется трансформаторное железо толщиной 0,5—0,7 мм (можно использовать железо подходящего размера от трансформаторов). Обработка производится в пакете. Магнитопроводы можно использовать и штатные — от магнето МГ-101 или от магдино мотоцикла «Паннония» с уменьшением толщины набора до необходимого размера. Магнитопровод собирается из набора пластин 2 толщиной 12,5 мм и двух накладок 1 на втулках 4 и обжимается в тисках; после того как втулки будут развальцованы, на него устанавливаются щечки катушек 3.
Магнитопровод между щечками изолируется двумя слоями лакоткани, а затем производится намотка катушек проводом ПЭВ-2 ∅0,95 до заполнения. На катушку должно поместиться не менее 200 витков. Концы обмоток подпаиваются к лепесткам, устанавливаемым в отверстия щечек па пистонах. Для повышения надежности катушек их желательно пропитать бакелитовым лаком (лучше — в вакуумной камере).
Катушки устанавливаются на основание и крепятся винтами М5X22 в предварительно просверленные по магнитопроводам отверстия. После этого наружные выступы магнитопроводов протачиваются по диаметру 109,7—01 относительно базы 63А3 основания. Проточка должна производиться на малых оборотах шпинделя (не более 100 об/мин) острым резцом.
Стоики прерывателей 6 (рис. 5) во избежание самоотворачивания устанавливаются на основание магдино на клею (эпоксидном, бакелитовом, Н88 и т. п.).
Отверстия М4 для крепления наковальни 1 делаются после установки основания на картер двигателя по центру овального окна в наковальнях, установленных на стойки. Раз-метка центров крепежных отверстий производится при помощи имитирующего штатный кулачок вспомогательного кулачка 7, установленного на конус коленчатого вала без шпонки. Этим же кулачком удобно пользоваться при регулировке зазоров в контактах прерывателей до установки маховика.
Для повышения надежности магдино и облегчения его ремонта желательно выводы от катушек и прерывателей закреплять на стойках с одним или двумя лепестками, разместив их в свободных местах платы.