Сочетание тахометра со спидометром позволяет выбрать режим движения, оптимальный с точки зрения экономии топлива. Отечественная промышленность освоила выпуск такого комбинированного прибора — он называется ТС (тахометр-спидометр), но приобрести его пока трудно: прибор выпускается небольшими партиями. В сборнике публиковались описания тахометров различных конструкций для самостоятельного изготовления. И если такой прибор сделан, то дополнить его спидометром не составит труда.
Спидометр очень прост. Он состоит из датчика — трубы для замера полного давления набегающего потока воды, показывающего прибора — обычного манометра на 1,0—1,5 кгс/см2 и соединяющей их резиновой трубки.
Предлагаем вниманию читателей описание спидометров киевлянина В. С. Карасева и москвича Ю. В. Беляцкого.
Отличительной особенностью этих спидометров является установка датчиков давления не на корпусе лодки, а на самом подвесном моторе. Это снижает гидродинамические сопротивления, так как отсутствует отдельный заборник (естественно, исключается и вероятность поломки заборника о плавающие препятствия); уменьшается вероятность засорения; отпадает надобность в креплении держателя датчика на транце, связанная со сверлением отверстий ниже уровня КВЛ.
Спидометр на моторе «Вихрь»
Трехлетний опыт эксплуатации спидометра на лодке «Крым» с подвесным мотором «Вихрь-М» показал, что его использование значительно повышает безопасность плавания и позволяет эксплуатировать двигатель в более экономичном режиме. Оптимальное, по показанию спидометра, размещение пассажиров и груза в лодке, соответствующее максимальной скорости ее при фиксированном положении заслонки карбюратора, позволяет иногда увеличить скорость до 15—20% и одновременно значительно повысить устойчивость движения.
Использование спидометра совместно с тахометром показало, что возрастание скорости далеко не линейно связано с увеличением числа оборотов двигателя, и во многих случаях эксплуатация двигателя на больших числах оборотов не имеет смысла. Так, при определенной нагрузке лодки «Крым» увеличение числа оборотов двигателя с 3500 до 4500 об/мин приводит к росту скорости всего на 2 км/ч, т. е. к бесполезному расходу топлива.
Совмещение датчика скорости спидометра с подвесным мотором повышает надежность работы спидометра, так как исключает повреждение датчика при наезде на мель или на другие препятствия. Предлагаемый встроенный датчик прост по конструкции и может быть легко изготовлен и установлен на «Вихре».
Вместо переднего винта крепления корпуса редуктора 2 к дейдвуду 1 устанавливается полый стальной винт-трубка 6, сообщающий канал в ребре корпуса редуктора с отводящей стальной трубкой 8. Для установки винта-трубки 6 в резьбовую втулку 7 в дейдвуде необходимо сделать над втулкой 7 отверстие диаметром 10 мм.
Часть переднего ребра корпуса редуктора выше антикавитационной плиты спиливается таким образом, чтобы винт-трубка 6, закрепленный в снятом корпусе редуктора двумя гайками (выше и ниже фланца) мог использоваться как направляющий кондуктор для сверления вертикального канала удлиненным сверлом диаметром 3 мм. В конце горизонтального канала такого же диаметра вворачивается латунный заборник 3. Для обеспечения плотности между винтом-трубкой 6 и вертикальным каналом верхняя часть канала рассверливается до диаметра 4 мм на глубину 10—15 мм под установку тонкостенной стальной гильзы 4 наружным диаметром 3,5 мм длиной 25 мм. На гильзу снаружи надевается уплотнительное кольцо из резины 5. При сборке корпуса редуктора с дейдвудом винт-трубка 6 плотно обжимает кольцо вокруг гильзы 4. Для установки трубки 8 в поддоне сверлится отверстие диаметром 10 мм по центру оси дейдвуда, которое соединяется продольным сквозным пазом такой же ширины с существующим большим отверстием в передней части поддона. Трубка 8, ввинченная до упора в винт-трубку 6 через проделанное в поддоне отверстие, отгибается до 90° над пропиленным в поддоне пазом и соединяется шлангом с установленным в поддоне штуцером. Пропиленный в поддоне паз позволяет при разборке мотора (например, для смены поршневых колец или крыльчатки помпы) не разбирать систему передачи давления воды От заборника к показывающему прибору. В качестве показывающего прибора используется манометр на давление 1 кгс/см2.
Для перевода показаний манометра в показания скорости лодки можно воспользоваться таблицей.
Спидометр на моторе «Нептун-23»
Определить скорость мотолодки и особенно ее незначительные изменения невозможно без спидометра. Достаточно точное определение скорости помогает в дальнем походе с полной нагрузкой; позволяет сэкономить топливо или выиграть время, более рационально размещая груз в корпусе.
Выпускающийся промышленностью спидометр ТС меня не удовлетворил: он имеет слишком высокий верхний предел шкалы — 67 км/ч из-за применения манометра на 1,8 кгс,/см2; практически серийная мотолодка даже с двумя моторами редко достигает 50 км/ч. Поэтому для своего спидометра я применил манометр со шкалой до 1,0 кгс/см2, что соответствует скорости 50,4 км/ч.
Датчик давления я установил непосредственно на моторе. На «Нептуне-23» это было выполнить несложно благодаря своеобразной конструкции дейдвудной трубы.
Собственно датчик представляет собой трубку из латуни или меди, изогнутую навстречу потоку воды. Для ее крепления в двух брызгоотражающих пластинах дейдвуда сверлят соосно два отверстия диаметром 5 мм. Крепление трубки датчика производят фиксатором, состоящим из основания 1 и планки 3, который размещается между брызгоотбойными пластинами. Фиксатор предотвращает осевое и угловое смещения датчика относительно дейдвуда. Датчик соединяют с манометром, помещенным на пульте управления, резиновой трубкой.
Градуировку шкалы лучше всего произвести на мерном участке, проходя его с разной скоростью, но можно воспользоваться и приводимой таблицей перевода скорости в гидродинамический напор. Конечно, второй способ менее точен, так как не учитывает потери от влияния корпуса мотолодки, непараллельность оси датчика набегающему потоку и т. п.
За все время использования датчик ни разу не засорился, несмотря на неоднократную езду по водорослям.