Рекомендую способ установки электростартера на «Нептуне-23» без переделки конструкции мотора. Для этого лучше всего применить специальные стартеры типа СТЛ-10 ТВ и СТ-353, однако можно использовать и широко распространенный СТ-362 с дистанционным включением, который применяется на тракторных пусковых двигателях. Необходимо только его доработать, что связано с изменением направления его вращения на подвесном моторе. Электрическая часть не подвергается никаким переделкам, требуется лишь поменять местами пол-Соединение начала и конца обмотки возбуждения. Для вывода гибкого провода в корпусе стартера необходимо просверлить отверстие диаметром 12 мм диаметрально противоположно существующему.
На валу якоря стартера имеется правая 4-ходовая ленточная нарезка При измененном направлении вращения при запуске двигателя втулка привода сцепления будет способствовать выходу шестерни из зацепления с венцом маховика, а после запуска — наоборот, препятствовать. Поэтому требуется переделка сцепляющего механизма стартера, хотя основные его детали можно использовать.
Внешнюю обойму муфты свободного хода следует отпустить(нагреть до красного каления и медленно охладить на воздухе) и разрезать на токарном станке на две части. На наружной поверхности втулки необходимо нарезать прямые шлицы, после чего ее закалить и надеть на вал стартера, зафиксировав опайкой оловом по верхнему торцу.
Далее изготовляется новая подвижная втулка с четырьмя внутренними шлицами и буртиком с выступом для фиксации внешней обоймы муфты свободного хода при сварке. Обойма муфты приваривается со стороны, противоположной плоскости разреза. Полле сварки центрирующие буртики опиливаются, шов окончательно заваривается по всему периметру обоймы, деталь закаливается.
Кольца поводковой муфты требуется также отпустить, а затем рассверлить по внутреннему диаметру до размеров втулки. Пружину поводковой муфты надо навить соответственно диаметру втулки.
Зубья шестерни необходимо обработать на заточном круге, придав им скос для нормального захода в зацепление с зубчатым венцом. Подобный скос на зубьях уже имеется, однако его необходимо сделать с другой стороны, учитывая изменившееся направление вращения. При недостаточном скосе зацепление шестерен при пуске двигателя будет затруднено.
На маховик двигателя надевается с горячей посадкой зубчатый венец, изготовленный из стали 45 или 1Х18Н9Т. Наружные размеры маховиков моторов заметно отличаются, по этому внутренний диаметр венца следует проточить по конкретному маховику. При посадке венец необходимо нагреть до 300—400°, что обеспечит натяг 0,1—0,15 мм. Маховик протачивать не надо, однако с внутренней стороны стойки ручного стартера придется опилить примерно на 3 мм — чтобы они не препятствовали вращению венца.
Все приливы на крышке стартера следует опилить, а для крепления ручного стартера сделать углубленна на 5 мм в месте прилива на картере мотора. Противоположно существующему пропилу для вывода рычага привода в крышке необходимо сделать новый пропил и установить два угольничка для крепления оси рычага.
Для крепления стартера на моторе изготавливается ложемент с хомутом. Регулировка зазора в зацеплении шестерни и венца осуществляется при помощи прокладок между корпусом стартера и ложементом. К хомуту крепится тяговое реле.
При установке стартера требуется удлинить шланг, идущий от бензонасоса к карбюратору, и исключить касание тросика газа зубчатым венцом.
Электрическая схема подключения стартера приведена в «Справочнике по катерам, лодкам и моторам» (Л., «Судостроение», 1979), а также в сборниках №34, №38 и №56.