После приобретения мотора «Вихрь» у меня появилось желание оснастить его электростартером. Но специальных стартеров CTJ1-100TB и СТ-353 приобрести не удалось. В то же время стартеры СТ-351 от автомашины «Запорожец», аналогичные по конструкции стартеру СТ-353, но имеющие обратное направление вращения ротора, продаются в автомагазинах. Изменив конструкцию этого стартера, я приспособил его для своего мотора, и вот уже с 1971 г. успешно им пользуюсь. Для питания используется автомобильный стартерный аккумулятор 6-СТ-54 (можно и 6-СТ-42, но его емкость меньше). Полностью заряженной батареи хватает примерно на 50—70 запусков технически исправного двигателя. Кроме того, на моторе оставлен без переделок ручной стартер. Подзарядка аккумулятора производится от генераторной катушки магдино (можно воспользоваться схемой, опубликованной в 4(38) номере сборника за 1972 г.).
Для изменения направления вращения якоря стартера нужно, не снимая башмаков с обмотками со статора, поменять местами подсоединение начала и конца обмотки возбуждения. Затем нужно изменить зацепление роликовой муфты. Деталь 1 (рис. 1) муфты отпускается нагревом до красного свечения и разрезается ножовкой по линии I—I. Затем отрезанная часть «б» протачивается и запрессовывается на глубину 1,5 мм в часть «а» с другой стороны. Пазы в деталях «а» и «б» должны совпадать («в» рис. 1). Детали пропаиваются латунью или припоем ПСр-45 и затем закаливаются. Пружина муфты несколько укорачивается или заменяется на менее упругую.
Верхняя часть корпуса стартера, прилегающая к картеру мотора на высоте 35 мм от верха (рис. 2) подпиливается так, чтобы пусковое устройство стартёра располагалось слева (см. фото), затем из стали толщиной 4—5 мм изготовляются кронштейны (рис. 2, поз. 2). Размеры кронштейнов лучше всего подогнать по месту, сделав вначале шаблоны из оргстекла. Вырезанные кронштейны устанавливаются на картер двигателя и их торцы «а» (рис. 2) подгоняются так, чтобы стартер плотно прилегая к картеру, а зубья шестерни и венца на маховике имели на достаточной глубине правильное зацепление.
Если подпиловки статора недостаточно, можно на 1—2 мм допилить и фланец картера. После подгонки кронштейны привариваются к корпусу статора. При этом статор нужно охлаждать, чтобы не повредить обмотки возбуждения. Все неиспользуемые приливы на верхней алюминиевой крышке стартера отпиливаются.
Для своего мотора я не изготавливал зубчатый венец маховика, а использовал готовый от пускового двигателя ПД-10. Венец срезается на токарном станке с маховика пуска, причем толщина стенки его делается равной 2,75 мм. Маховик подвесного мотора протачивается под плотную посадку венца и фиксируется 12 винтами М-3. Сверление и нарезка резьбы выполняется с наружной стороны венца, насаженного на маховик (рис. 3). После закрепления венца маховик нужно обязательно отбалансировать.
Если все размеры и рекомендации выполнены, шестерня стартера входит в венец маховика не доходя 1—2 мм до стенки проточки. Если она касается стенки маховика, при запуске будет слышен неприятный шум. Проверив зацепление, можно прокрутить двигатель, вывернув предварительно свечи зажигания. При этом контактор нужно отрегулировать так, чтобы ток в обмотки стартера подавался только после, того, как шестерня войдет в зацепление с венцом маховика. Отрегулировав стартер на холостом ходу, можно проверить его работу и под нагрузкой, ввернув свечи.
Дистанционное управление стартером лучше всего сделать, использовав автомобильный замок зажигания с самовозвратом из положения стартера «включен». Клеммы «КЗ» замка можно использовать и как кнопку «стоп» мотора. С вилкой включения шестерни стартера можно соединить тросик обогащения смеси карбюратора, тогда не нужно будет после запуска мотора подходить к нему и отключать подсос.