Наш, по моему мнению, лучший подвесной мотор «Нептун-23» не имеет привода для дистанционного управления реверсом. Завод рекомендует способы приспособления мотора к ДУ от других моторов, но снимать капот, в тесном пространстве навинчивать детали, вставлять и шплинтовать шпильку с риском уронить все это в воду очень долго и неудобно.
Две детали устраняют этот недостаток. Рычаг надевается на нижнюю часть вертикального валика управления газом и соединяется скобой с рычагом реверса; при этом шток реверса и промежуточный горизонтальный валик газа снимаются, а румпель может быть оставлен. В отверстие для штока в поддоне удобно перенести штепсельную розетку.
Рычаг имеет вылет, одинаковый с имеющимся на моторе рычагом дистанционного управления газом, и проходит через ту же немного уширенную щель в поддоне.
Я плаваю на мотолодке «Обь». Попытка использовать ДУ, придаваемое к ней, не удалась. Газ на «Нептуне-23» убавлялся только До среднего, поэтому включить реверс было невозможно. Увеличение же натяга пружины вело только к ее растягиванию. И тогда я решил применить ДУ от мотора «Москва». Оно работает четко и надежно — передвигая рычаг, чувствуешь, как команда дошла до мотора.
Но работу и этого ДУ можно улучшить. Более удобно пользоваться реверсом, если ручку несколько укоротить. Обрезается она снизу, чтобы сохранить пластмассовую головку. Перед обрезкой просверлите два отверстия с резьбой симметрично имеющимся на отрезаемом конце. К нижним отверстиям рычагов крепятся сектора, к верхним — втулки шестерен. Пружинные шайбы не ставьте — они мешают втулкам опереться всем торцом на плоскость рычага, но концы винтов расклепайте против отвинчивания.
При такой сборке движение рукоятки газа вперед прибавляет газ, реверса — включает задний ход. Последнее противоречит мнемонике, но так управление работает легче, с меньшим усилием на рукоятке. Впрочем, у мотора «Вихрь» и многих автомобилей задний ход также включается движением рукоятки вперед.
Задние моторные наконечники тросов ДУ «Москва» приносят много неудобств — они заштампованы наглухо, что мешает подогнать длину тросов по лодке, а лишняя длина увеличивает трение; длинные наконечники вызывают крутые перегибы тросов при поворотах мотора и его подъеме. Я обрезал наконечники и укоротил жилы и оболочки по месту. Вместо наконечников изготовил зажим оболочек, на конец троса напаял «серьги». Получилось удобное и быстросъемное ДУ для «Нептуна».