Многие читатели сборника интересуются особенностями конструкции редуктора мотора «Вихрь» новой модификации. Предлагаем описание нового редуктора, полученное с Куйбышевского моторостроительного завода им. М. В. Фрунзе.
Со второй половины августа 1975 г. моторы «Вихрь-М» комплектуются редукторами новой модификации, имеющими в сборе чертежный номер 4.202-000.
Конструктивная схема старого и нового редукторов одинакова, но в новом редукторе медно-графитовая втулка заменена подшипником № 202, снизу и сверху которого установлено по одному сальнику 4.215-000. Полость между сальниками через каждые 50 часов работы заполняется смазкой ЦИАТИМ-201 в количестве 5—10 г через отверстие, заглушенное пробкой.
Шестерни в редукторе новой модификации имеют другое направление спирали зуба и осевое усилие при их работе направлено в сторону подшипников, поэтому подшипник 60304 заменен на конический роликовый подшипник 7204, наружное кольцо которого запрессовано в корпус редуктора. Новая вал-шестерня имеет утолщенный до ∅15 мм буртик для посадки на него внутреннего кольца шарикоподшипника № 202 (ранее диаметр вала-шестерни в зоне медно-графитовой втулки был равен 14 мм) и не имеет резьбы для гайки. В корпусе изменен также и диаметр расточек под подшипники.
Подвод воды к водопомпе осуществляется не по залитой в корпус стальной трубке, как было ранее, а по каналам в корпусе редуктора. Боковой канал снаружи заглушен пластиной, крепящейся тремя винтами.
Новый корпус редуктора имеет номер 4.205-000СБ, вал-шестерня 4.101-020, шестерня переднего хода 4.211-700, заднего хода 4.211-701. При сборке редуктора в один комплект собираются шестерни только с одинаковым направлением спирали.
В новой модификации редуктора отсутствуют стакан подшипника 60304, гайкн его крепления и гайки крепления вала-шестерни.
Редукторы в сборе в обеих модификациях взаимозаменяемы; на моторы «Вихрь», «Вихрь-М», «Вихрь-30» можно устанавливать собранный редуктор любой модификации.