Основной источник загрязнений на моторах «Вихрь» и «Вихрь-М», на мой взгляд, — карбюратор. При работающем моторе топливо попадает в воду из-за плохой его регулировки, а при откидывании мотора на стоянке проливается из различных отверстий карбюратора — топливных и воздушных.
Путем простых переделок можно почти полностью исключить эти потери топлива.
Для устранения утечки через отверстие для оси поплавка в крышке поплавковой камеры необходимо сделать колпачок (из металла или оргстекла) высотой и диаметром 10 мм. По оси колпачка сверлится глухое отверстие ∅4 мм и глубиной В мм для выхода оси поплавка. Колпачок можно соединить с крышкой поплавковой камеры любым способом — на резьбе или приклеить (я использовал склейку эпоксидным клеем).
В суфлирующее отверстие крышки карбюратора и в воздушное отверстие системы подсоса при запуске нужно вставить трубочки такой длины и конфигурации, чтобы при откидывании мотора в любое положение топливо через них не проливалось. Конфигурация трубки для крышки приведена на рис. а, для воздушного отверстия подсоса — на рис. б. Такие формы обеспечивают доступ к гайкам крепления карбюратора. Проще всего трубки сделать из пластмассовых стержней шариковых авторучек. Для того, чтобы придать трубкам необходимую форму, нужно засунуть в них мягкую проволоку, изогнуть трубку и, не вынимая проволоки, прогреть 3-4 минуты в кипятке, охладить, проволоку вынуть. Крепятся трубки в отверстиях, предварительно рассверленных до 3 мм, клеем.
При заполнении карбюратора топливо может вытечь из распылителя в диффузор. Для того чтобы оно не выливалось в поддон, можно сделать из жести сборник топлива (рис. в) и установить его под винты крепления сетки карбюратора.
Топливо попадает в воду при отсоединении бензошланга из топливопровода до помпы и из самой помпы через штуцер. Чтобы предотвратить это, я установил на входе бензокраник от мотоцикла. Отстойник удаляется, а во входное отверстие краника вворачивается входной штуцер. Модернизированный краник крепится на площадке поддона для установки румпеля. Верхнее расположение приемного штуцера создает и дополнительные удобства при подсоединении и отсоединении бензошланга.
Работа на слишком богатой смеси не только увеличивает расход топлива— ухудшается полнота сгорания, увеличивается обратный выброс топлива из карбюратора. Устранение этих недостатков — в тщательной регулировке карбюратора. О неправильном уровне (слишком высоком) в поплавковой камере обычно сигнализирует заводка холодного двигателя без подсоса (холодный двигатель хорошо заводиться должен только при включенном подсосе).
Для подбора состава смеси на больших оборотах необходимо применить регулируемый жиклер (описание его было помещено в № 34 сборника). На своем моторе я только вывел ручку управления иглой под поддон — так манипулировать ею удобней. Эффект работы мотора на слегка обедненной смеси (без снижения числа оборотов) был проверен на двух «Прогрессах» с двумя пассажирами — один прошел на баке топлива 65 км, второй, мотор которого был оснащен регулирующей иглой, почти на 30 км больше.