Так, новороссиец В. В. Чураев приспособил в качестве водомета на своем водоизмещающем 8-метровом катере фекальный центробежный насос, Другое необычное судно со стационарным водометом сделал ленинградец Л. Г. Малхесян. Во-первых, это байдарка оригинальной конструкции, сделанная целиком из пенопласта (с ней мы познакомим читателей в одном из следующих номеров сборника), во-вторых, на байдарку установлен стационарный водомет из имеющегося в продаже хозяйственного насосного агрегата для огородников и садоводов.
Простейший водомет
Еще в 1971 г, мы, группа любителей водно-моторного туризма, построили по чертежам сборника катер «Суперкосатка». Правда, мы его удлинили до 8,5 м (на три шпации) и сделали из стали. Катер получился вместительный, но тяжелый. Встал вопрос — какую силовую и движительную установку поставить?
Большая скорость нас не интересовала, главное — катер должен был иметь хорошую проходимость на заросших травой и водорослями водоемах. Поэтому сразу отказались от подвесного мотора. Нужен был водомет и как можно более простой.
Поставили списанный тракторный дизель (производства ГДР) мощностью 18 л. с., а в качестве движителя применили также отслуживший свой срок... фекальный насос (насос, перекачивающий сточную, загрязненную воду).
Изготовление поворотно-реверсивного устройства также предельно упростили — применили два крутозагнутых на 90° колена, подобрав диаметр по патрубку насоса. Нижнее колено может поворачиваться на 360° за счет приварного фланцевого соединения. На выходном конце поворотного колена приварено сопло, проходное сечение которого подобрано на основании испытаний катера. Такое поворотное устройство можно установить как за транцем катера, так и в днище. Конечно, к.п.д. нашего водомета не очень высок, но катер получился буквально вездеходным — трава, водоросли беспрепятственно проходили через водоводы и насос — и поворотливым — разворачивались мы буквально на месте.
Водомет из хозяйственного насоса
Много лет путешествуя по рекам и озерам нашего европейского Севера на байдарке под парусом, веслами или подвесным мотором, я убедился, что движитель должен быть таким, которому не страшны ни топляки, ни коряги, ни заросли травы, так часто встречающиеся на малых речках. Поэтому на построенную из пенопласта байдарку «Афродита» я решил установить стационарный водометный движитель.
И здесь мое внимание лривлек насос ЦБН-2, продающийся в магазинах хозяйственных товаров. Это центробежный насос для воды с приводом от бензомотора мотопилы «Дружба». При мощности 4 л. с. весь агрегат весит всего 9 кг. Конструкция бензопилы, рассчитанная на работу в самых тяжелых условиях, надежна, испытана временем; цена — вполне доступная — 130 руб. И к тому же, насколько мне известно, такого еще не было — «водомет» из насоса для поливки огородов! Это соображение немало способствовало принятию окончательного решения — насос был куплен.
В первую навигацию я установил его на байдарку почти без переделок. Были изготовлены только водозаборная решетка, напорный водовод и шпильки для крепления насоса к днищу. После обкатки двигателя «Афродита» вышла в Ладожское озеро. Выявились достоинства и недостатки конструкции.
Недостатки — в основном недоработки — касались движительного устройства. Во-первых, тяга оказалась ниже предполагаемой по расчету — скорость байдарки была 6—7 км/ч. Во-вторых, мотор с воздушным охлаждением на полном газу перегревался. Неприятными были также повышенная шумность и задымленность в байдарке при попутном ветре. Причина малого упора была найдена— мотор недогружен, паспортную производительность 10 м3/ч он обеспечивает, а вот 2 атмосфер не дает — нет подпора. Импровизированное сопло-наконечник было тут же сделано из деревянного клина и закреплено на конце напорной трубы при помощи штифтов. Скорость сразу же увеличилась до 9 км/ч.
К следующему сезону водомет был значительно модернизирован и приобрел вид, представленный на рисунке. Выхлопные газы по трубопроводу, расположенному внутри напорной трубы, через эжектор выбрасываются в забортную воду. Такая система, как показали испытания, позволяет сильно уменьшить шум при работе двигателя, практически ликвидировать дым при выхлопе и, видимо, увеличить мощность двигателя за счет улучшения продувки цилиндра.
С цилиндра снято оребрение и заменено рубашкой водяного охлаждения. Охлаждающая вода отбирается из напорной трубы, поступает в рубашку охлаждения, а оттуда по отводящей трубке через глазок, расположенный на корпусе насоса, в водозаборник. Площадь сечения кольцевого сопла (между выпускной трубой и водоводом), которым заканчивается напорная труба — 1,5 см2. При таком сечении сопла движитель развивает тягу 11 кг при 4500 об/мин, что позволяет «Афродите» с четырьмя пассажирами развивать скорость около 10 км/ч.