Владельцы подвесных моторов «Вихрь» и «Вихрь-М» очень часто спрашивают: почему двигатель после длительной (скажем, пяти-, шестилетней) эксплуатации даже после замены поршней и цилиндров запускается плохо — иногда его удается запустить, только сняв глушитель.
Естественно, что длительная эксплуатация любого мотора приводит к износу деталей ходовой части двигателя, а вследствие этого ухудшаются такие его технические показатели, как легкость запуска, мощность, экономичность. Наиболее интенсивно изнашиваются поршневые кольца и поршни, зеркало цилиндров, а также герметизирующие узлы коренных опор — манжеты и лабиринтовое уплотнение. В результате износа этих деталей двигатель теряет компрессию как в цилиндре, так и в картере.
Потерявший компрессию двигатель проворачивается — за шнур стартера или даже просто за маховик — легко, без ощущения сжатия топливо-воздушной смеси в цилиндрах при движении поршней к верхней мертвой точке. По той же причине запускается он с большим трудом, особенно если дейдвуд глубоко погружен в воду. Завести двигатель со снятым глушителем удается благодаря тому, что при этом сопротивление движению выпускных газов резко уменьшается.
Восстановить технические показатели такого двигателя можно только после капитального ремонта — полной разборки и замены всех изношенных деталей новыми. Замена не всего комплекта изнашиваемых деталей, а только некоторых из них, хотя бы и важнейших, результатов не дает, так как не обеспечивает восстановления компрессии.
Способы контроля состоянии деталей, допустимые величины их износа и порядок ремонта уже рассматривались в сборнике (см. №65). Напомним лишь основное.
Так, зазоры не должны превышать: между нижней частью юбки поршня и цилиндром — 0,35 мм, а в замке поршневого кольца, вставленного в верхний неизношенный поясок цилиндра, 1,5—2,0 мм.
Плохой запуск даже после замены поршней, колец и цилиндров (при исправных системах зажигания и смесеобразования) свидетельствует о большом износе уплотнительных манжет и лабиринтового кольца, установленных в картере двигателя. Надо иметь в виду, что все двухтактные двигатели вообще очень чувствительны к нарушению герметичности и подсосу воздуха в кривошипные камеры картера через любые неплотности. На манжетах верхней и нижней коренных опор не должно быть выработки, выкрашиваний и надрывов на рабочей кромке. Резина должна быть эластичной. Пружинка должна стоять в канавке.
Очень чувствителен двигатель и к перепуску топливной смеси из одной кривошипной камеры в другую через изношенное лабиринтовое кольцо 2.102-001, установленное в средней части картера. На этом кольце не должно быть следов выработки по внутреннему диаметру 35,2 мм. Оно должно быть плотно запрессовано наружным диаметром в картер заподлицо с торцом его рабочей поверхности. Если хотя бы одно из приведенных условий нормальной работы лабиринтового кольца нарушено, его следует ремонтировать или заменять.
Иногда при переборке двигателя не придают должного значения правильной установке отдельных новых деталей. Это также может быть причиной плохого запуска, хотя двигатель и будет давать отдельные вспышки (кажется — вот-вот запустится).
Одной из причин такого «обманчивого» запуска может быть, например, неправильная установка поршней. Следите за тем, чтобы при навеске поршней на шатуны стрелка, выбитая на днище, была обращена в сторону выпускных окон, а имеющееся в поршне перепускное окно — в сторону фланца крепления карбюратора.
Должны быть установлены точно и золотниковые шайбы, разделяющиеся на «верхние» и «нижние». Правильность их установки определяется по скошенной части выреза шайбы — острый угол скоса должен прилегать к поверхности картера.
При тщательном и грамотном проведении ремонтных работ мощность двигателя и легкость запуска восстанавливаются полностью.