Результаты анкетирования показали, что интерес к лодочным моторам «Вихрь» поистине велик. Ответы пришли со всех концов страны, на анкету откликнулось более 2,5 тыс. человек. Этого оказалось достаточно, чтобы составить вполне объективное мнение об отношении покупателей к продукции предприятия. И если одни оценки принесли нам определенное удовлетворение, то другие заставили серьезно задуматься о путях и необходимости совершенствования «Вихря».
Судите сами.
К качествам, за которые прежде всего ценится «Вихрь», потребители отнесли надежность (43,2% опрошенных) и мощность (34,5%).
43,2% потребителей считают, что потребительские свойства «Вихря» соответствуют условиям эксплуатации, и дали им положительную оценку, а 50,8% корреспондентов признали потребительские свойства неудовлетворительными.
Основными недостатками, с которыми столкнулись потребители в процессе эксплуатации мотора, оказались: ненадежность водяной помпы и в целом системы охлаждения, ненадежность электронной системы зажигания, редуктора и подшипников, коленвала и механизма переключения реверса. Водномоторники отмечают очень большой расход топлива, плохой запуск и плохую подвеску. Претензии действительно серьезные.
Что касается окраски, то потребители высказались за расширение цветовой гаммы. Причем, наибольшее количество голосов подано за комбинированную окраску мотора.
Рекомендации и предложения по улучшению конструкции «Вихря» распределились в итоге следующим образом: ввести комплектацию сменными гребными винтами; увеличить ресурс; снизить уровень шума; улучшить удельные параметры; уменьшить вес мотора; ввести раздельную систему смазки; усовершенствовать конструкцию пускового устройства; улучшить амортизацию; ввести выхлоп через ступицу гребного винта; ввести дополнительные элементы комфортности; изменить конструкцию бензобака; применить водометный движитель; изменить внешние формы мотора и, наконец, выпустить модификацию с удлиненным дейдвудом.
Большинство опрашиваемых предлагают сохранить название лодочного мотора.
По мощностному ряду наибольшее предпочтение (44%) читатели отдали 40-сильному мотору, 36% голосов — 50-сильиому и только 5% опрошенных высказались за 20-сильиый «Вихрь».
Некоторые из отмеченных недостатков мотора не явились для нас откровением, но были и неожиданности. Так, многие отмечали неудовлетворительное качество редуктора и системы охлаждения, хотя никаких рекламаций на такие дефекты объединение не получало.
Подводя итоги анкетирования, можно с уверенностью сказать, что основные направления работ, заложенных в основу комплексной программы КМПО, как по модернизации и совершенствованию, так и по разработке и освоению подвесных лодочных моторов второго поколения, выбраны нами правильно.
Напомним, эта программа предусматривает модернизацию выпускаемых серийно моторов «Вихрь» мощностью 25 и 30 л. с.; разработку и освоение подвесных лодочных моторов второго поколения с высокими эстетическими и экономическими показателями, надежностью и современными потребительскими свойствами и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных лодочных моторов с параметрами и характеристиками, превышающими современный уровень (на базе РПД, четырехтактных двигателей, дизельных двигателей и т. п.); разработку параметрического ряда подвесных моторов.
Модернизация подвесных лодочных моторов является первым этапом улучшения их основных параметров и эксплуатационных характеристик и включает в себя следующие мероприятия: уменьшение минусового допуска на максимальную мощность; снижение удельного расхода топлива; обеспечение допустимого снижения параметров в конце установленного моторесурса; внедрение в конструкцию мотора фиксированного выключения зажигания; повышение экологических свойств за счет установки топливной ловушки, исключающей утечку топлива, снижения содержания масла в топливной смеси: нормирование и контроль токсичности газов; повышение моторесурса мотора, а также улучшение эстетических и эргономических свойств.
Выпуск установочной пар ни, проведение квалификационных испытаний модернизированного «Вихря» намечен на третий квартал 1989 г., а начало серийного выпуска — на 1990 г.
Разработка и освоение подвесных лодочных моторов второго поколения является следующим этапом совершенствования конструкции в направлении повышения параметров, эксплуатационных характеристик, улучшения эргономических и эстетических свойств.
В процессе этого этапа намечено провести разработку нового дизайн-проекта; перевод изготовления основных корпусных деталей на литье под высоким давлением; совершенствование рабочих процессов двигателя за счет резонансной настройки всасывания и выхлопа (через ступицу гребного винта); совершенствование конструкции мотора за счет снижения гидравлического сопротивления корпуса редуктора и повышения КПД гребного винта; повышение надежности и удобства эксплуатации моторов (новая конструкция ручного стартера, подвески, обеспечивающей надежное фиксирование мотора в откинутом положении, водяной помпы, позволяющей работать в морской воде, и др.).
Выполнение указанных работ позволит создать подвесные лодочные моторы современного уровня с высокими удельными параметрами: удельная мощность — 65...80 л. с./л; удельный расход топлива — 300...320 г/л. с.·ч; удельный вес — 1,2...1,4 кг/л. с.; ресурс — 550...1000 ч.
Выпуск установочной партии, проведение квалификационных испытаний мотора второго поколения намечен на 1994 г. Начало серийного выпуска — 1994 г.
Еще один этап предусматривает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных подвесных лодочных моторов.
Целью этого этапа работ является создание моторов, по своему техническому уровню превосходящих современный мировой уровень, разумеется, с учетом тенденций его развития.
В заключение хотим выразить большую благодарность всем принявшим участие в ответах на анкету.
Активным участникам опроса в знак благодарности были высланы каталоги деталей мотора «Вихрь».
И последнее. С февраля 1988 г. проектирование подвесных лодочных моторов «Вихрь» передано в Куйбышевское конструкторское бюро машиностроения, где создан специальный отдел по товарам народного потребления (443008 г. Куйбышев, ККБМ).
Производство лодочных моторов осталось на том же объединении (443009, г. Куйбышев КМПО им. М. В. Фрунзе).
А. Ермаков, зам. гл. конструктора ККБМ; Н. Спиридонова, нач. бюро конъюнктуры КМПО им. М. В. Фрунзе.