Межреспубликанская оптово-торговая ярмарка «Культтовары-89» проходила в конце марта — начале апреля, на два месяца раньше традиционных сроков ее проведения. Прежде такое обстоятельство повергло бы нас в отчаяние, так как оптовики не располагали еще результатами сезонной продажи прогулочных судов в системе розничной торговли. Но сейчас уже задолго до начала ярмарочных торгов было ясно, что даже если промышленность и сможет удовлетворить запросы торговли, то так называемые внерыночные потребители останутся на 1990 год без лодок.
Рост спроса, наметившийся в последние три года, приобрел устойчивую тенденцию, и теперь уже можно говорить не о влиянии случайных факторов, а об очевидности повышения интереса к прогулочным судам как торговли, так и различных потребителей в сети организованного отдыха, проката и т. д.
Должен сказать, что в этой ситуации прогнозировать дальнейшее поведение рынка становится совсем сложно. Когда спрос падает, то по сбыту легко определить необходимый объем производства прогулочных судов и не допустить затоваривание рынка. Когда же стихийно происходит резкий подъем спроса, то определить уровень производства, который позволит насытить рынок, в наших условиях очень трудно. Тем более, что начинают действовать многие факторы, которые специалистам ЦКБ «Нептун» также нелегко учесть. Это и общий объем поступающих на рынок товаров, и рост денежных фондов, и возможное упорядочение цен, которым нам грозят уже несколько лет...
Как бы то ни было, но на 1990 г. предприятия гарантируют поставку всей продукции, выпуск которой подтвердили своим оптовикам.
Сегодня на повестку дня остро встает и вопрос удовлетворения спроса на отдельные модели. Если, например, водные велосипеды «Янтарь» может приобрести практически каждый желающий, то с гребными лодками из стеклопластика, лодками типа «Малютка» дело обстоит значительно хуже. Это относится и к виндсерферу «Мустанг-М». Удовлетворение потребностей в них связано не только с ограниченными производственными возможностями изготовителей, но и с хроническими недопоставками материалов. В 1988 г. предприятия испытывали, скажем, острую нехватку полиэфирных смол. Да и само качество поставляемых материалов ухудшается прямо на глазах. Литва, к примеру, прекратила производство парусной ткани «Яхта» (а мы-то все даже ждали отечественный дакрон!) и предлагает потребителям ткань «Веяс», значительно уступающую «Яхте» по плотности.
Однако есть и примеры противоположного характера. Новосибирцы, скажем, не только наращивают производство уже выпускаемых «Оби-3», «Оби-ЗР» и складной лодки, но и осваивают две новые модели — «Сибирячка» и «Иня». Таким образом, этот город выходит на позиции самого крупного в стране производителя прогулочных судов и ставит целью максимально удовлетворить спрос населения на свою продукцию.
Удовлетворяется потребность и в катерах «Амур». А вот объемы производства мотолодок типа «Казанка», «Крым», «Обь» будут в ближайшее время полностью диктоваться выпуском подвесных лодочных моторов «Вихрь». Если изготовители прогулочных судов сумели пережить кризис, то моторостроители, свернув когда-то производство, прежний уровень достичь вряд ли уже сумеют. Желающим купить подвесной мотор можно уповать, пожалуй, только на тех руководителей машиностроительных заводов, которые, подключаясь к изготовлению товаров народного потребления, обратят свой взгляд на производство ПЛМ.
По мнению судостроителей, сейчас просто необходимы подвесные лодочные моторы 5, 15—20 и 50 л. с., а также дизельные судовые двигатели мощностью около 10 л. с. Появление их вывело бы на новый виток все производство прогулочных судов.
Следует сказать также о нехватке складных лодок. Разработанная ЦКБ «Нептун» лодка типа «Кулик», по данным ярмарок и поступающим в наш адрес письмам, пользовалась бы высоким спросом, но изготовители проявляют необъяснимую робость и скромность. Например, Зеленодольский судостроительный завод им. М. Горького предложил на 1990 г. лишь 300 штук.
Да и вообще экспозиция новинок иа ярмарке была очень бедной. Предприятия, имеющие возможность неограниченного сбыта своей продукции, не проявляют заинтересованности в работе над новинками, а в некоторых случаях просто не выставляют свою продукцию на суд покупателей. Близорукая политика — иначе такую позицию не назовешь.
Поэтому особенно приятно было видеть мотолодку «Обь-3» с носовым крылом и педальбот «Круиз».
Хочется надеяться, что и намечаемое подключение к производству прогулочных судов предприятий в Северодвинске, возобновление выпуска лодок в Новокраматорске и Херсоне помогут повысить уровень отечественного мвлого судостроения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Я глубоко убежден, что работа по созданию новых моделей судов должна продолжаться еще и потому, что впереди нас ждет выход на зарубежные рынки. Первые контакты, которые начало развивать новое объединение «Судоэкспорт», открывают значительные перспективы. Завоевать авторитет иа внешнем рынке невозможно без дальнейшего совершенствования ассортимента и повышения качества продукции, без применения новых современных материалов.