О новой редакции внутрисоюзных правил в нашем журнале уже рассказывалось (см. интервью со старшим тренером Центрального морского клуба ДОСААФ СССР С. А. Белугиным в №133 за 1988 г.).
Наиболее коренным изменениям подвергся короткий, но очень важный с точки зрения безопасности раздел «Правила движения по трассе», в частности, те его положение, которые регламентируют поведение гонщиков у поворотных знаков дистанции.
«Старые» правила провоцировали гонщиков на создание аварийных ситуаций:
«Если два судна оказались связанными а момент обхода поворотного буя, то судно, находящееся с внешней стороны, должно оставить столько места, сколько потребуется судну с внутренней стороны для правильного огибания этого буя. При этом имеется в виду, что полностью сохраняется требование об обеспечении расстояния между судами не менее 5 м».
Гоночная тактика, построенная на использовании этих требований, являлась очень опасной. Борьба на знаке нередко становилась «рукопашной». Тот, кто шел сзади, во время поворота стремился вклиниться в пространство между буем и лидером, стремясь «отбросить» его на установленную правилами пятиметровую дистанцию. А тот, в свою очередь, старался перекрыть пространство атаки уходом на меньший радиус. Исходом такой борьбы нередко становились столкновения.
Проанализировав аварийные ситуации и случаи гибели гонщиков на соревнованиях, обобщив предложение судей, тренеров и спортсменов, ФВМС СССР изменила этот пункт правил. Теперь он звучит так:
«При подходе к поворотному бую двух или более судов право дороги имеет судно, идущее впереди. В этом случае другие суда обязаны принять все возможные меры предосторожности вплоть до остановки».
Чемпионат страны, проходивший в г. Грозном в апреле прошлого года, проводился уже по новым правилам. Для изучения ситуаций на поворотах использовался вертолет с видеоаппаратурой. И ни в одном из двенадцати заездов случаев создание аварийной обстановки замечено не было. Анализ видеозаписи, отчеты судей и отзывы гонщиков показали, что новая редакция раздела достаточно надежно обеспечивает безопасность у поворотных знаков.
Было принято решение вынести поправки к правилам на рассмотрение в УИМ, который является законодателем в этой области — его правила действуют на всех международных встречах и являются основой всех национальных правил. В ноябре прошлого года наши предложения были изложены спортивной комиссии УИМ, а информации о них разослана во все национальные федерации. И вот в нынешнем году советская редакции правил стала законом для всего водно-моторного мира.
За многолетнюю плодотворную работу в УИМ Ассамблея наградила ответственного секретаря ФВМС СССР В. И. Русакова золотой медалью.
В состав членов УИМ на этой Ассамблее были приняты водномоторные союзы Колумбии, Малайзии, Сингапура и эмирата Дубай Объединенных Арабских Эмиратов. В настоящее время УИМ объединяет 49 национальных федераций.
П. Грищук, заместитель председателя ФВМС СССР.