Параллельно развивается более дешевый и демократичный класс прогулочных минимотолодок, так называемых «фанбоутс».
Главное отличие минимотолодок от гидроциклов, представляющих жестко увязанную в единое целое конструкцию (корпус-двигатель-движитель), заключается в том, что на специально спроектированное «сверхмалое» суденышко с глиссирующими обводами может навешиваться любой доступный владельцу подвесной мотор мощностью от 8 до 25—30 л. с.
В свое время мощный толчок к развитию этого типа лодок дали популярные в некоторых странах гонки на относительно дешевых малых мотолодках, рассчитанных на установку моторов небольшой мощности. Одной из таких стран, например, была Новая Зеландия, в которой традиционно популярны технические виды спорта, хотя стоимость мощных подвесных моторов, импортируемых из США и Японии, чрезвычайно высока.
Напомним, что правила Новозеландской ассоциации минимотолодок NZMPBA, которая проводит все соревнования на этих дешевых судах, вплоть до ежегодного чемпионата страны, предельно просты.
Корпус (как правило, строится он собственными силами по своему или наиболее удачному доступному проекту) может иметь любые обводы, может быть сделан из любого материала. Ограничиваются лишь его максимальные длина (2,74 м) и ширина (1,37 м). Мощность двигателя не должна быть выше 25 л. с. Разрешено применение только серийных подвесных моторов. Допускаются лишь замена гребного винта и изменения конструкции водозабора.
Гонки проводятся по круговой дистанции между двумя буями с расстоянием между ними 400 м Каждый заезд состоит из 4—6 кругов. Некоторые спортсмены развивают на дистанции скорость свыше 72 км/ч.
Наиболее популярны два варианта обводов: глубокое V с килеватостью днища на транце около 27° и одной или двумя парами продольных реданов и так называемые «тоннельные», т. е. катамаранные обводы. Первый тип обводов дает преимущество на трассах, открытых ветру и волне, катамаранные обводы — на спокойных акваториях, если при этом за руль садится спортсмен малого веса.
За долгие годы проведения таких гонок (в тон же Новой Зеландии это уже около двадцати лет) путем жесткого отбора определились наиболее надежные и удачные по обводам конструкции. Из них судостроительные фирмы н выбирали прототипы при создании «флота для забавы и развлечений».
Таковы, например, мотолодка «Пикуда»с обводами глубокое V, двумя парами продольных реданов и близкими к гоночному классу размерениями, и катамаран известной фирмы «Кугар». Характерно, что обе эти «мини» представляют собой как бы уменьшенную копию «старших собратьев» — крупных лодок, в которых водитель располагается за рулем внутри кокпита.
Третий распространенный тип лодок — это открытые и низкие, с широкой носовой оконечностью минимоторки, на которых водитель сидит, как на картинге.
Встречаются, наконец, и модели. которые очень напоминают рассмотренный в прошлом номере гидроцикл: водитель так же высоко сидит верхом и помогает управлению аппаратом активным наклоном тела в ту или иную сторону. Однако вместо водомета, встроенного в корпус, на транце установлен обыкновенный подвесной мотор.
Чтобы читатель мог лучше представить особенности этих судов, обратимся к помощи английского журнала «Мотор Боут энд Етинг», в котором недавно был опубликован обзор «минимотолодок для забавы». Рассказ эксперта этого журнала Фионни Одди об опыте четырехлетней эксплуатации таких новинок, еще экзотических для многих стран, может быть интересен и для нас.
Первый обзорный материал об этих юрких легких суденышках был опубликован в 1984 г., когда они только-только появились на рынке. Поскольку было их мало, а стоили они довольно дорого по сравнению с обычными более крупными моделями, то многие из появившихся образцов так и исчезли бесследно. Из десяти испытанных тогда моделей до сих пор выпускаются только три — «Уотер Багги», «Москито» и «Джет Ски» (о последнем уже рассказывалось в предыдущем номере). Не выжила, в частности, ни одна из опробованных тогда досок-мотосерферов.
Однако за истекшие пять лет появилось и много новых моделей. На этот раз экспертами журнала были испытаны четыре минимотолодки.
«Уотер Багги» («Водяной жук»)
Этот аппарат фирмы «Джуэл Марин» похож скорее на типичный гидроцикл или гидрокарт, чем на мотолодку или аквароллер. Два сиденья расположены одно за другим. Корпус сделан из стеклопластика, имеет плоское днище. На палубу нанесено нескользящее покрытие. Штурвал расположен в ДП, так что если на «Жуке» сидит один водитель, то его ноги располагаются по обе стороны рулевой колонки; педаль газа находится под правой ступней.
На умеренных скоростях «Уотер Багги» управляется легко, однако на водителя попадает много брызг, так как с бортов он практически ничем не прикрыт. На больших скоростях выполнять крутые повороты довольно рискованно — аппарат может перевернуться.
Фирма-изготовитель утверждает, что с 50-сильным подвесным мотором скорость доходит до 50 уз, однако испытатели довольствовались 15—20 уз с 15-сильным мотором.
Стоит аппарат 695 ф. ст.; выпускается пяти различных цветов. Его можно возить за автомобилем на легком трейлере или на верхнем багажнике.
«Пикуда»
Этот аппарат, выпускаемый фирмой «Корморан Крафт», больше всех похож на «настоящий» катер. Водитель сидит низко в удобной позе, ноги его располагаются под «палубой бака», под правой находится педаль газа. Благодаря небольшому штурвалу управлять «Пикудой» очень легко. Повороты даже на высокой скорости вполне безопасны, водитель не рискует вылететь из катера.
На испытываемом аппарате был установлен 25-сильный «Меркюри», скорость под которым, по мнению изготовителя, должна достигать 40 уз. Фирма-изготовитель намерена начать выпуск более крупной двухместной модели такой же лодки.
«Москито»
Из всех испытанных минимотолодок это самая крупная; неудивительно, что она показалась наиболее устойчивой и удобной. «Седоки» защищены от брызг. Мест на «Москито» три. Он подходит для буксировки воднолыжника. Для безопасности к ноге водителя прикрепляется тросик аварийной остановки двигателя.
«Эрроухед» («Острие стрелы»)
Это необычный в эксплуатации аппарат, потребовавший от испытателей самого серьезного отношения. Управляется он не штурвалом, а с помощью двух педалей: правой — для поворота налево, левой — направо.
Треугольная в плане форма корпуса отвечает названию, напоминая стрелу; сиденья расположены одно за другим. Повороты можно выполнять на самой высокой скорости, а вот на меньших скоростях лодка иногда начинает крутиться на месте. Водитель сидит низко; пассажир — выше, вставив ноги в специальные петли и держась за рукоятки. Достоинством компоновки является то, что в корме выгорожен топливный отсек; сюда же можно укладывать вещи, боящиеся воды.
«Эрроухед» испытывался с 15-сильным подвесным мотором. Фирма-изготовитель считает такую мощность минимально необходимой для буксировки воднолыжника.
Судя по сообщениям водномоторных журналов, находит поклонников и «Летающая тарелка» или, как ее ещё называют, «водный волчок» (см. «КиЯ» №84). Стеклопластиковый корпус совершенно круглой формы оборудуется подвесным мотором мощностью 15—20 л. с. Управляется «волчок» только перемещениями водителя внутри кокпита, по периметру которого закреплен поручень. На такой «тарелке» можно скользить по прямой, вертеться на месте, делать неожиданные броски в сторону. Конечно, этот аппарат можно рассматривать только как водный аттракцион и не более.
«Сёрфджет»
Совершенно особняком в этом параде снарядов для отдыха и развлечений на воде стоит «Сёрфджет» или «реактивная доска».
«Сёрфджет» представляет собой типичный серфер, оснащенный двигателем и водометным движителем. Доска, имеющая размеры 3,70Х0,50Х0,50 м, сделана из полиэтилена, а для придания жесткости и непотопляемости заполнена пенополиуретаном. Двухцилиндровый двигатель мощностью 20 л. с. запускается ручным стартером — при помощи пускового шнура. Управление газом производится путем нажатия на гашетку, вмонтированную в рукоятку. За эту же рукоятку, которая соединена прочным шнуром с носовой оконечностью доски, держится спортсмен во время движения.
Первые выходы на этом снаряде рекомендуется делать, сидя на доске. Это совсем не трудно. Освоившись с поведением «Серф-джета», можно вставать на ноги и управлять снарядом за счет изменения положения тела. Здесь уже потребуются крепкие ноги и чувство равновесия. При падении в воду шнур, закрепленный на поясе спортсмена, размыкает электрическую цепь и мотор глохнет.
На «Серфджете» можно мчаться со скоростью до 40 км/ч; вес снаряда около 50 кг. Стоимость его 5500 гульденов.
Заканчивая знакомство с этим «потешным» флотом, отметим, что в отечественных условиях при первых шагах наиболее реальные шансы развития могли бы иметь именно минимотолодкн с подвесными моторами. Причем, с промышленными образцами могли бы на равных «помериться» и лодки, созданные любителями.
Напомним, что отечественный опыт постройки малых мотолодок и гидрокартов у нас довольно обширный: об этом журнал писал в №40, №45, №90, №115, №116, №129, №131. Следует лишь особо позаботиться о безопасности подобных снарядов, так как по сравнению с фирменными гидроциклами минимотолодку легче перевернуть. Реальную угрозу представляет и незащищенный гребной винт.
Широкому распространению этого типа судов может помешать и его узкая специализация, ведь такие «крошки» трудно использовать для «дела» — семейного отдыха, путешествий, рыбной ловли.
Но в любом случае, кто будет первым?