Собственно, в дизайне самого корпуса «Радиуса-4,8» нет ничего необычного. Его обводы типичны для гоночных швертботов-одиночек, таких, например, как «Контендер» или «Лазер». Узкая заостренная носовая часть с V-образными сечениями по шпангоутам переходит в сравнительно плоское в корме днище с плавным подъемом пиний батоксов к транцу — явно выраженные черты корпуса, способного выйти на режим глиссирования при хорошем ветре.
Сравнительные данные швертботов «Радиус-4,8» и «Финн»
«Радиус-4,8» | «Финн» | |
Длина наибольшая, м | 4,80 | 4,50 |
Длина по КВЛ, м | 4,47 | 4,05 |
Ширина наибольшая, м | 1,60 | 1,51 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,10/0,90 | 0,15/0,84 |
Масса корпуса, кг | 65 | 90 |
Площадь паруса, м2 | 10,5 | 10 |
Лодка имеет большой герметичный объем, заключенный между обшивкой собственно корпуса и секцией палубы с отформованной в ней ванной кокпита. Транца как такового нет, поэтому, если в кокпит захлестнет гребень волны, вода моментально спивается через кормовой срез корпуса.
Не составляет проблем поставить швертбот, положенный парусами на воду, на ровный киль: благодаря значительному объему борта в этом положении лодка мало погружается в воду, шверт располагается высоко над поверхностью воды, а ватерлиния при этом получается очень узкая. Так что даже легкий рулевой без труда ставит «Радиус» в прямое положение. Вода из кокпита тотчас же спивается за корму и, подобрав шкот, можно продолжать плавание.
Опасаться, что пластмассовый корпус затонет, нет оснований. Носовой отсек задраивается герметичной крышкой; аварийный запас плавучести обеспечивает легкая древесина бальзы, заключенная между слоями сэндвичевой обшивки.
Экстравагантность швертбота — в его оснастке и способе управления. Вместо традиционного грота, который ставится на прямой мачте, Радиус снабдил свою лодку большим стакселем, а сама мачта, изрядно изогнутая в продольном направлении, заняла необычное место — в кормовой половине корпуса. Конструктор рассчитывал (и не без основания) получит! сразу несколько преимуществ.
Во-первых, избавиться от вредного влияния мачты на тяговые качества паруса на острых по отношению к ветру курсах, когда с мачты срываются воздушные вихри, вносящие возмущение в зону обтекания паруса. Незначительное утолщение передней шкаторины стакселя, внутри которой заключен штаг на «Радиусе», практически не снижает подъемной силы паруса.
Во-вторых, парус избавлен от гика, искажающего правильный аэродинамический профиль нижней шкаторины, а сама шкаторина на курсе бейдевинд оказывается расположенной вблизи корпуса или поверхности воды, которые становятся аэродинамической шайбой, т. е. препятствуют перетеканию воздуха из зоны повышенного давления на наветренной стороне паруса в зону разрежения. Таким образом, удается существенно снизить индуктивное сопротивление паруса. Кроме того, рулевой избавлен от опасности получить удар металлическим гиком по голове при перемене галса.
И, наконец, имеется возможность откренивать лодку, вывесившись за борт на летучей трапеции, не перезакладывая ее при перемене галса — рулевой при этом просто переходит с борта на борт впереди мачты.
Особо нужно отметить и качества самого паруса, сшитого из майлара — высокопрочной ткани, заключенной между наружными слоями гладкой синтетической пленки. При длине передней шкаторины 8,1 м и максимальной хорде 2,58 м удлинение паруса составляет 3,1, в то время как грот на швертботе олимпийского класса «Финн», созданного 40 лет назад, имеет удлинение всего 1,7. Это еще одна характеристика, благодаря которой достигается максимальная тяга стакселя «Радиуса» на курсе бейдевинд.
Четыре сквозные латы на стакселе обеспечивают правильный профиль паруса при ветре любой силы; кроме того, рулевой имеет возможность регулировать его «пузо» в зависимости от курса по отношению к ветру и его силы, потравливая или подбирая тали галс-оттяжки, а также закрепляя шкот а одном из нескольких отверстий в металлической дощечке, которая приклепана в шкотовом углу.
Разумеется, сравнительно высокая парусность и малая ширина лодки по ватерлинии (всего 83 см против 1,15 м у «Финна») требуют от рулевого активного откренивания в свежий ветер. В этом смысле «Радиус» напоминает парусную доску. На полных курсах и в бейдевинд при слабом ветре рулевой может откренивать лодку, сидя на бортовом кринолине (он сделан из алюминиевой трубчатой рамки и матерчатого сиденья) и зацепив ступни ног за ножные ремни. В сильный ветер приходится переходить на трапецию, опираясь ногами о наружную трубу кринолина. При этом управлять приходится за оригинальный удлинитель румпеля, напоминающий соединенную с румпелем при помощи пространственного шарнира пару лыжных дюралевых папок. Кстати, в свежий ветер швертбот глиссирует и с двумя яхтсменами на борту, один из которых может управлять шкотом и откренивать лодку на трапеции.
Поскольку благодаря латам и использованию майлара парус обладает достаточной жесткостью. стаксель работает в «автоматическом» режиме, переходя при перемене галса с борта на борт без работы со шкотами. Ползун нижнего направляющего блока стаксель-шкота скользит по радиусному поперечному погону. Положение ползуна по ширине лодки может регулироваться при помощи специальной оттяжки.
Легкая алюминиевая профилированная мачта кроме штага и вант — бакштагов, закрепленных близ транца, раскреплена ромбовантами, которые препятствуют изгибу мачты под действием тяги штага и повышают ее устойчивость в поперечной плоскости. «Радиус-4,8» испытывался под стакселем площадью 10,5 м2, однако для слабого ветра и квалифицированного рулевого конструктор предлагает использовать парус площадью 14 м2 (его контуры нанесены на приводимой схеме парусности).
Яхтсмена, которым удалось опробовать новую лодку на воде, отметили ее спортивность, отличную скорость и легкость в управлении. Бесспорно, «Радиус-4.8» может стать увлекательным снарядом как для спортивных состязаний, так и для развлечения во время отдыха на морских пляжах.
Фирма «Радиус Дизайн Экспериментал», сотрудничающая с Петербургской фирмой «Интерпен» (торговое обслуживание и исследование маркетинга), рассчитывает на размещение производства этого швертбота и в нашей стране. А летом прошлого года Кеес Радиус испытывал уже следующую новинку — 5.8-метровый прогулочно-гоночный катамаран, также оснащенный оригинальным стаксельным вооружением, но с двумя стакселями.