Я загорелся идеей построить такое суденышко и, взяв за основу теоретический чертеж типового швертбота, разработал конструкцию быстроходного малого «Скоу» на одного-двух человек для плавания по закрытым водоемам на спокойной воде. Для повышения безопасности кокпит я сделал поуже, чтобы на крене вода не попадала внутрь корпуса. В результате даже при опрокидывании швертбота, когда он лежит на боку, опираясь на Мачту, вода в него не наливается.
Прототип имеет округлые обводы. Так как мне с самого начала пришлось ориентироваться на постройку корпуса из фанеры или картона, было решено сделать его остроскулым. Получился корпус с обводами шарпи, гораздо более простой по конструкции и не очень тяжелый.
Основные данные швертбота «Спорт»
Длина наибольшая, м | 4,75 |
Ширина наибольшая, м | 1,31 |
Высота борта на миделе, м | 0,28 |
Площадь парусности, м2: | |
грот | 6 |
стаксель | 2 |
Высота мачты, м | 5,75 |
Для пошивки парусов использовано обычное белое полотно, имеющееся в продаже (60 коп. за 1 м2). Отметим, что площадь парусности можно смело увеличить до 9,5 м2; тогда швертбот будет уверенно выходить на глиссирование.
Теперь о постройке швертбота. Я перебрал большое количество вариантов в поисках материала для обшивки и остановился на водостойкой изоплите, или, как ее еще называют, прессованном картоне, толщиной 4—6 мм. Однако никто не знал, как обшивка из картона будет противостоять воде! Ответ на этот вопрос мы получили только после спуска на воду. Были использованы листы стандартным размером 1000X500. Стыки выполнялись на наборе. Немедленно после установки каждый лист с обеих сторон покрывался негустой алкидной краской; как оказалось, это вполне надежно обеспечивает водостойкость картона при условии хранения швертбота на берегу. Обшивка крепится к набору шурупами 2,5X15 с шагом 100 мм и промазыванием соприкасающихся поверхностей нитролаком. В случае получения пробоины поврежденный лист легко заменить новым.
Весь набор изготовлен из сосны. Основой набора служат два продольных бруска 25X60X4750, проходящих горизонтально и параллельно ДП от носа до транца на уровне носового бруска; расстояние между ними 400 мм. На эти два бруска нарезаются стойки всех шпангоутных рамок, скрепляемых четырьмя палубными и тремя днищевыми стрингерами сечением 24X24. Скуловые стрингеры 22x22 и привальные брусья 24X24 изгибаются по месту. Шпангоутные рамки собраны из реек 50X25. Весь набор соединен в шип.
Для крепления мачты между шп. 5 и 6 в ДП под настилом палубы поставлены две продольные балки 30X150X600 с нарезкой на днищевые шпангоуты. В верхней прорезано отверстие для прохода мачты (это пяртнерс), а на нижнюю поставлен степс из 40-миллиметровой доски. Вставленная мачта закрепляется в пяртнерсе клином.
Впритык к шп. 5 с носа ставятся швертовые колодцы левого и правого борта, проходящие от днища до палубы. Рамки стенок колодцев собираются из реек, врезаемых в шип. Потом рамки закрываются кусками картона, а внутренние полости колодца прокрашиваются. Колодцы крепятся к продольным брускам.
Применены мечевидные шверты (кинжального типа), вставляемые сверху в сквозные, колодцы. Шверты вырезаны из 10-миллиметровой водостойкой фанеры.
Мачту овального сечения проще всего склеить из двух половин — брусков 24X120X5750, предварительно выбрав ликпаз с внутренней стороны каждого бруска. Можно просто соединить половины шурупами, обязательно прокрасив поверхности или покрыв их лаком. На верхнем конце мачты закреплен шкив грота-фала, который закладывается за утку на нижней части мачты.
Краспицы изготовлены из дюралевых уголков, приклепанных к дюралевой площадке толщиной 7 мм, закрепленной на мачте при помощи деревянных щек-накладок.
Ванты (по одной на борт) и штаг из 3-миллиметрового тросика вверху крепятся к той же дюралевой площадке, а внизу — к одному из трех отверстий в планках из ясеня (две по бортам и одна в ДП в носовой части палубы). Каждая планка 20X50X650 крепится к бимсам шпангоутных рамок двумя винтами М14Х80.
Стаксель-фал продернут через одно из отверстий в дюралевой площадке на уровне краспиц; для упрощения шкаторина стакселя к штагу не крепится. Гика-шкот заложен на металлической скобе на транце у одного борта, пропущен через блок на гике и вторую петлю на транце у другого борта.
Мы окрасили свое судно краской для внутренних покрытий — под слоновую кость (всего пошло шесть банок по 600 г).
Теперь несколько слов об опыте плавания. Начнем с того момента, когда готовый швертбот был торжественно спущен на воду и покачивался у берега, но... никто не решался выйти на его испытания. Когда-то в детстве мы строили маленькие самоходные модели яхт, а вот ходить под парусом никому не доводилось. Делать нечего: как автору проекта пришлось мне взяться за дело и «рискнуть первым».
Беды начались с того, что по неопытности я выбрал шкоты и закрепил паруса в одном положении, как это делается при запуске парусных моделей. Сел на подветренный борт и взялся за румпель. Потихоньку швертбот начал отходить от берега. За моими действиями внимательно следили с моторной лодки. Выйдя на середину реки, я попробовал повернуть обратно. Крутанул рулем и начал приводиться, однако паруса так и оставались затянутыми, поэтому ничего не вышло и перевалить на другой галс я не смог. С моторки посоветовали поворачивать в другую сторону. Я попробовал так и сделать, и не успел пересесть на другой борт. Падая в воду, я заметил, как швертбот, накренившись, коснулся воды краспицами...
Придя в себя, мы подошли к швертботу, спокойно лежавшему на боку. Взялись за конец мачты и стали поднимать его, но к этому времени нас развернуло под ветер и швертбот, набрав сырым парусом ветер, повалился на другой борт.
Стало ясно, что закреплять паруса в одном положении, как это мы сделали, нельзя. После ремонта дело пошло на лад. Мы ходили вдвоем. Научились поворачивать. С удивлением обнаружили, что в закрытых водоемах ветер не равномерный. Помнится Такой случай. Как-то утром шли около самого берега. На берегу густой лес. И вдруг нас резко положило на бок; еле успели откренить, но воды черпанули и пришлось вытаскивать швертбот на берег, чтобы, подняв нос, вылить воду через кормовые шпигаты. Оказалось, что сильный поток воздуха прошел к берегу по просеке.
Большую скорость швертбот развивает с одним, человеком на борту. Как-то в свежий ветер он шел борт о борт с фофаном под мотором «Москва» с двумя пассажирами и были моменты, когда швертбот даже несколько обходил лодку.
Швертбот очень хорошо идет с креном. Иногда при свежем ветре один из швертов выходит из воды и швертбот идет на боку, правда, при этом приходится сильно откренивать.
При повороте под ветер приходится отпускать шкоты, а сразу после поворота брать в одну руку гика-шкоты и стаксель-шкоты и, сидя на борту, другой рукой держаться за румпель. Сказывается преимущество узкого кокпита: ногой можно зацепиться за противоположную рейку окантовки кокпита.
Швертбот можно полностью вооружить за 15 минут. Для плавания нужны глубины не менее 90 см.
Корпус получился довольно прочным. Однажды, идя на полном ходу, мы задели швертрм за камень: швертбот ушел в воду почти по самую мачту, а один из членов экипажа вылетел вперед. После выхода на берег мы внимательно осмотрели швертовый колодец, но никаких следов повреждений не обнаружили. Единственное, что пришлось сделать, это подстрогать помятый шверт. Я считаю, что примененная конструкция себя вполне оправдала.
Для желающих построить такой же швертбот добавим, что обошелся он нам не дороже 40 рублей.