Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Катера
  • 1967 год
  • Строим стальной водоизмещающий катер
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Сварной водоизмещающий стальной катер для северных рек
Стальной катер «Азовчанка»
Шведский водоизмещающий катер «Албин-25»
Стальной катер «Легенда» с обводами рыболовного бота
Водоизмещающий крейсерский катер из «Прогресса»
Стальной катер хозяйственного назначения «Пескарь»
Стальной прогулочно-экскурсионный катер
Стальной катер «Амадеус» с дизельным двигателем Д-245
Катер «Кальмар» со сварным стальным корпусом
Катер «Тюлень» водоизмещающего типа
Туристический катер Ленинградец
Катер Тисса с закрытой каютой
Катер МК-29 для тренировок и соревнований
Катер из стеклопластика на полиэфирной смоле


Строим стальной водоизмещающий катер

Год: 1967. Номер журнала «Катера и Яхты»: 11
          0


В предыдущих выпусках публиковались проекты преимущественно легких глиссирующих мотолодок и катеров с обшивкой из фанеры. Редакция получила много писем, в которых читатели просят привести чертежи лодок с обшивкой из досок, из стали и легкого сплава, а также лодок водоизмещающего типа. Для того чтобы полнее удовлетворить такие просьбы любителей, редакция решила запросить основные данные судов, которые они хотели бы построить. Некоторые из проектов, в том числе проект мореходного катера длиной 6,5 м, уже разрабатываются квалифицированными конструкторами по заказу редакции.

А пока мы предоставили страницы Э. А. Чудновскому и А. Ф. Борисову, которые делятся своим опытом постройки мотолодки с обшивкой из досок и стального водоизмещающего катера.

Может быть, некоторым любителям понравятся лодки народной постройки — лодки местных типов, описания и чертежи которых мы предполагаем публиковать и в дальнейшем. Таблицы плазовых ординат лодки ладожских рыбаков (девятый выпуск) и волжской «великовражки» (десятый выпуск) могут быть высланы по запросам.



Информация об изображенииСтальной катер
Стальной катер
 
Катеров описываемого типа построено в Ярославле несколько. Они хорошо зарекомендовали себя как в дальних туристских походах, так и при кратковременных прогулках. Этот катер водоизмещающего типа рассчитан на плавание с относительно небольшой скоростью. Зато он более экономичен, чем, например, «Казанка» с подвесным мотором. Лучше всего на катер поставить малогабаритный двигатель мощностью 3—6 л. с., например, четырехтактный «Л6/3». С двигателем мощностью 3 л. с. скорость хода катера составит 10—11 км/час, 6 л. с. — 12—15 км/час. На 100 км пройденного пути расходуется 18—20 л горючего, причем скорость лодки практически не падает с увеличением нагрузки. Катер достаточно остойчив и мореходен при плавании на верхней Волге.

В небольшой каюте могут удобно разместиться на ночлег два-три человека. Максимальная вместимость шесть человек. Высота рубки вполне достаточна, чтобы сидеть на низких (200—250 мм от пайола) банках; увеличивать ее не следует, т. к. это ухудшает остойчивость и ходкость при встречном ветре. В хорошую погоду можно сидеть в просторном кокпите, который оборудуется продольными банками.


Основные данные катера

Длина наибольшая, м6,50
Ширина, м1,60
Высота борта на миделе, м0,70
Вес корпуса, кг (около)350

Информация об изображенииЭскиз, заменяющий теоретический чертеж
Эскиз, заменяющий теоретический чертеж
 
Катер можно построить и длиной 6 м, для этого нужно уменьшить его на одну шпацию в носовой части.

Руководствуясь описываемым ниже методом, можно построить корпус, располагая хорошей ручной дрелью, зубилом, рычажными ножницами и ножовкой по металлу. Ну и, конечно, нужно заранее запастись необходимым металлом (можно уже бывшим в употреблении). Для постройки катера необходимы:
  • листовая сталь для обшивки днища δ = 1,5 мм, для борта δ = 1,0 мм — всего 18 м2;
  • угольник 40X40X3 длиной 7 м для киля и форштевня;
  • угольник 32X32X3 длиной 24 м для привального бруса и комингса;
  • угольник 20X20X3 длиной 25 м для шпангоутов.
Все крепления корпуса выполняются на заклепках диаметром 4 и 5 мм (их необходимо соответственно 3 и 1,5 кг).

Три основные детали задают обводы корпуса: мидель-шпангоут (шп. № 5), транец и киль с форштевнем. Мидель-шпангоут (самый широкий шпангоут) лучше изготовить из более жесткого угольника (25X25), чем остальные. Гнуть его нужно по шаблону из фанеры, изготовленному по разметке. Можно взять заготовку шпангоута целиком на оба борта, либо соединить две части на киле после гибки. Верхние концы соединяются временным угольником на болтах.

Информация об изображенииСхема конструкции катера
Схема конструкции катера
 
В угольнике транца до гибки нужно предварительно просверлить отверстия для заклепок, крепящих его к транцевому листу и обшивке. Шаг клепки — 15 мм. Транец вырезается по контуру угольника из листа δ = 1÷1,5 мм. Наложив лист на угольник, сверлят 3—4 отверстия и ставят в них заклепки, после чего можно приступать к сверлению остальных отверстий. Клепать можно впотай и под обжимку. В первом случае необходимо предварительно раззенковать отверстия под потайную головку. Длина заклепки должна быть равна суммарной толщине склепываемых элементов плюс диаметр самой заклепки (для нашего случая — 8 мм). При клепке под обжимку длина заклепки увеличивается еще на 0,5 ее диаметра (до 10 мм).

Теперь можно заготовить киль с форштевнем. В угольниках предварительно размечаются и сверлятся отверстия под двухрядный заклепочный шов с шагом не более 15 мм. Центры отверстий рекомендуется располагать ближе к кромке угольника — это облегчит последующую подгонку листов обшивки.


Форштевень гнут по шаблону, изгиб киля в кормовой части проверяется по натянутой струне (проволоке).

Корпус собирают на стапеле — ровной доске, поставленной на ребро, или на деревянной площадке. Устанавливают киль с форштевнем, к килю крепят на монтажных болтах рамку мидель-шпангоута (на расстоянии 2900 мм от форштевня) и транец. Положение шпангоута, транца и киля выверяется по струне и отвесам. Из угольника 32Х32ХЗ изгибают привальные брусья, прикладывая их к выставленному каркасу. Изгиб угольников должен быть плавным и симметричным для обоих бортов (это можно проверить, сложив угольники полками вместе). Затем их устанавливают на место, скрепив болтами с мидель-шпангоутом, транцем и форштевнем.

Для дальнейшей работы необходимо на днище и бортах вблизи скулы закрепить деревянные рейки-рыбины, которые вместе с килем и привальными брусьями образуют направляющие для поверхности корпуса. Дальше размечается место установки остальных 9 шпангоутов.

Теперь можно снять с места шаблоны для гибки этих шпангоутов. Шаблоны делают из шестимиллиметровой проволоки, один конец которой прикладывают к килю и затем плавно изгибают, чтобы она плотно прилегала ко всем четырем точкам опоры — килю, рыбинам и бортовым угольникам. По шаблону можно легко изогнуть обе половины шпангоутов из угольника. Шпангоуты нужно также примерить по месту и, если нужно, размалковать, т. е. отогнуть полку до плотного прилегания к продольным связям.

Шпангоуты устанавливают на место и приступают к выкройке и подгонке обшивки катера, начиная с кормы.

Информация об изображенииКонструктивный мидель-шпангоут катера
Конструктивный мидель-шпангоут катера
 
Листы нужно брать не очень широкие, для облегчения выколотки их по обводам. Так, верхние бортовые листы Должны иметь ширину у транца 300 мм, У носового конца 500 мм, скуловой пояс — не шире 300 мм. Желательно до раскроя листов на шпангоутах разметить положение пазов, пользуясь гибкой рейкой.

До установки листа на место по одной из его кромок сверлятся отверстия для двухрядного заклепочного шва. Шаг заклепок по пазам и стыкам 15 мм, перекрой листов — 25 мм. Перед сборкой швы прокрашиваются свинцовым суриком или белилами для лучшей плотности. С внешней стороны отверстия под заклепки нужно раззенковать для клепки впотай. Листы обшивки к шпангоутам крепятся заклепками диаметром 5 мм с шагом 75 мм.

После окончания обшивки корпуса устанавливают носовую и кормовую часть палубы, затем бортовую опалубку. Конструкция палубы ясна из прилагаемых эскизов.

На фотографии показан вариант катера с моторным отсеком длиной 600 мм в кокпите. Носовую переборку отсека лучше сделать водонепроницаемой, это повысит безопасность катера в случае течи, хотя и создаст неудобства в размещении пассажиров. Можно ограничиться и небольшим кожухом, закрывающим двигатель сверху. Для изготовления валопровода, дейдвудной трубы, гребного винта и рулевого устройства можно воспользоваться чертежами, опубликованными в 10-м выпуске для лодки «Струйка».


Понравилась ли вам эта статья?
+11

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Подъемно-откидные крылья для «Казанки»
Двухместная лодка для подвесного мотора «Стрела»
На конвейере моторная лодка «Вятка»
Лодка из кровати-раскладушки
Крейсерская армоцементная яхта-компромисс «Мечта»
Яхта-поплавок для развлечения и обучения
Яхта «Буревестник» из 16-весельного баркаса
Гидрокарт «Пигмей» для самостоятельной постройки
Сибирская моторная лодка «Струйка»
Разборная плавучая дача «Ладога ДБ»
Крейсерский катамаран «Янка Маур»
«Карманный» крейсерский катамаран
Туристическая яхта «Нерпа»
Проект крейсерской яхты для Черного моря
Прогулочно-туристский катер «Кама» с водометным движителем

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Строим стальной водоизмещающий катер

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Постройка моторной лодки с дощатой обшивкой
Конструкция парусного катамарана из байдарок «Ладога»
Прогулочная яхта на основе швертбота «Файрбол»
Крейсерско-гоночная яхта Таллинской верфи
Три дешевые крейсерские яхты
Дюралевая лодка «МКМ» для крупносерийного производства
Тихоходный плоскодонный катер-дощаник
Двухместная складная лодка для рыболовов-любителей
Астраханская лодка бударка
Швертбот «Спорт» с обшивкой из картона
Малый крейсерский швертбот «Стриж»
Тузик-рубка для яхты класса «R-5,5»
Мореходный катер «Кальмар»
Дюралюминиевая лодка «Казанка» — амфибия
Туристский катер «Рассвет» на базе вельбота


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 26 + 23 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории