Созданный почти 20 лет назад «Фолькбот» («Народная лодка») — сравнительно дорог и сейчас уже не считается подлинно «народной» яхтой. Яхтенным спортом на Западе хотят заниматься все более широкие слои населения, в том числе и люди менее обеспеченные, поэтому большое распространение получают легкие, дешевые яхточки, пригодные для морского прибрежного крейсерства. Яхты длиной от 4,8 до 5,8 м особенно популярны еще и потому, что разрешена перевозка их ка прицепном трейлере за легковыми автомобилями.
Опыт создания таких «дешевых крейсеров», безусловно, заслуживает внимания и в какой-то мере может быть использован и в наших условиях, особенно для любительской постройки. Ниже приводятся основные данные по трем наиболее типичным и интересным килевым яхтам такого класса (см. таблицу).
Яхта «Пап-16» спроектирована шведом П. Брохэлом. Обшивка, палуба, переборки и рубка выполнены из водостойкой фанеры толщиной 7 мм. Поперечная жесткость корпуса обеспечивается всего шестью шпангоутами и транцем. Литой бульбкиль крепится к усиленным флорам толщиной 35 мм. Пасынки заваливающейся мачты опираются на жесткий лобовой комингс рубки.
В каюте размещены две койки размером 1,95X0,60 м; у входа — камбуз (с левого борта) и платяной шкаф, оба шириной 500 мм. В яхточке могут расположиться на ночлег пять человек, но для этого приходится использовать съемную подушку между койками и банки в кокпите. Длина кокпита специально принята равной 1,8 м, а в снабжении яхты предусмотрен тент для его закрытия. Высота в каюте 1,25 м, над койками — 0,90 м; этого вполне достаточно, чтобы удобно сидеть. Очевидно, шведские правила не требуют обеспечения непотопляемости малых яхт (в отличие от английских и французских), поэтому в конструкции не предусмотрены отсеки плавучести, а кокпит — открытого типа.
Рулевое устройство — швертботного типа, с подъемным пером руля и поворотной тягой румпеля. Для улучшения устойчивости на курсе в корме есть небольшой плавник. Яхта обладает неплохими лавировочными и маневренными качествами, а на полных курсах в свежий ветер глиссирует. Обычная скорость около 5 узлов.
Судно достаточно остойчиво и имеет хорошую центровку парусности. Яхта не лежит на руле даже на больших углах крена, плавно приводится к ветру. При сильных порывах ветра она кренится лишь до входа ватервейса в воду. Рулевой чувствует себя на этой яхте примерно так же, как и на швертботе.
К началу 1966 г. по этому проекту уже было построено свыше 80 яхт.
Яхта «Дофин-63» построена также с обшивкой из фанеры. Благодаря двум скуловым килям она имеет небольшую осадку, может ходить по мелководью и становиться на грунт во время отлива. Вес каждого киля — 250 кг.
Кокпит «Дофин» — самоотливной. В каюте размещены четыре койки, из которых две кормовые — в «гробах» по сторонам кокпита. Кормовые и носовые койки отделены камбузом (на левом борту) и платяным шкафом. Эта яхта более быстроходна и остойчива, чем «Пап-16», и непотопляема, так как имеются герметичные Отсеки плавучести. Построено около 100 таких яхт.
Третья яхта «Ас де Кёр» («Червовый туз») спроектирована известным французским конструктором Эрбюло (чертеж спроектированной им яхточки-компромисса таких же размерений «Корсар», получившей широкое распространение, опубликован в первом выпуске сборника). Для этого суденышка характерна обратная седлова-тость палубы, что позволило увеличить высоту над койками в каюте. Обводы яхты — с угловатыми шпангоутами; обшивка выполнена из водостойкой фанеры толщиной 9 мм и покрыта эпоксидным лаком.
Как и во всех проектах Эрбюло, поперечная прочность корпуса обеспечивается редко расставленными поперечными переборками. Вес плавникового киля со свинцовым бульбом составляет около 30% водоизмещения яхты, что обеспечивает хорошую остойчивость. В каюте размещены две койки; форпик используется для хранения парусов, ахтерпик — для подвесного мотора. Кокпит самоотливной.
Яхта предназначена для плавания по мелководью, но французы плавают на ней и в Бискайском заливе, и в Средиземном море.