Предлагаемая читателям статья публикуется в связи С окончанием в будущем году срока действия «Правил классификации, обмера и постройки спортивных парусных судов СССР». Какие же классы яхт строить в ближайшие годы? — этот вопрос все чаще обсуждается в ведущих парусных центрах страны.
Автор статьи — председатель комиссии по дальним спортивным плаваниям Федерации парусного спорта СССР ратует за продление действия предложенной шесть лет назад отечественной формулы К для обмера крейсерско-гоночных яхт, которая якобы обладает преимуществами по сравнению с международной формулой RORC.
Не вдаваясь в анализ формулы К, заметим, что для принятия ее не было достаточных оснований. Ведь наш парусный спорт обладает более чем скромным опытом проектирования и постройки крейсерских яхт и еще меньшим опытом проведения морских гандикапных гонок. Если не считать швертботов, то за последние 25 лет на всех верфях страны построено не более 50 крейсерских яхт, большинство из них — серийные «фолькботы» и «шестерки». Проводимые на Балтике и Черном море крейсерские гонки очень редки и малочисленны, в первую очередь из-за плохой организации. Поэтому представляется целесообразным воспользоваться международной формулой обмера RORC, разработанной и постоянно совершенствующейся на основе богатого опыта постройки яхт и парусных гонок. Тем более, что эта формула уже фактически утвердилась в нашем спорте. Обмеренные по RORC советские яхты участвуют в гонках Балтийской регаты и успешно выступают в Польше и ГДР, построены первые «однотонники», проектируются яхты «попутанного» класса. За это же время не было построено ни одной яхты класса «К» и не проведено ни одной гонки с обмером по этой формуле. Обмер по RORC никоим образом не препятствует серийной постройке яхт по одному проекту и проведению на них классных гонок (например, гонки на «однотонный» кубок яхт с гоночным баллом 22 фута). Тем более, что вводимые в действие с 1970 г. новые единые международные правила обмера крейсерских яхт IORR во многом базируются на формуле RORC.
По мнению редакции, принятие формулы К является сейчас преждевременным. В лучшем случае будет еще раз доказана ее нежизнеспособность, в худшем — она отвлечет внимание немногих у нас яхтенных конструкторов и верфей от решения задач по оснащению спорта современными мореходными судами, способными конкурировать на дистанциях международных крейсерских гонок с лучшими яхтами мира.
Мы полагаем, что публикация статьи привлечет к обсуждению проблем развития нашего морского парусного спорта самые широкие круги яхтсменов. Напомним, что некоторые взгляды на затрагиваемый вопрос были изложены в статьях Ф. Тирона (4 выпуск, 1964 г.), В. Волостных и Н. Мясникова (12 выпуск, 1967 г.).
«Правила классификации, обмера и постройки спортивных парусных судов СССР», принятые на 1964—1970 гг., включают несколько классов крейсерских яхт: монотип Скандинавского парусного союза «Фолькбот», национальные классы крейсерских швертботов «Т-2» и «Т-3», национальный «Л-6», международные CR (в частности, «8CR») и три формульных класса крейсерско-гоночных яхт «К-6», «К-7» и «К-8». Оставив пока в стороне рассмотрение судеб «Фолькбота» и швертботов, поговорим о перспективах развития килевых яхт национальных классов.
Из всех формульных классов, строившихся ранее, в нашей классификации остался лишь один «Л-6». Постройка, например, яхт «Л-4» действующими правилами запрещена. Сделано это неслучайно. Яхты классов Л не обладают необходимым уровнем бытовых удобств для экипажа, находящегося в плавании длительное время, а строить дорогостоящие суда чисто гоночными нецелесообразно. Безусловно, выпускаемая Ленинградской верфью ВЦСПС яхта «Л-6» имеет достаточно рациональное общее расположение, однако довольно узкие рамки Правил классификации не стимулируют работу конструктора над тем, чтобы действительно с толком использовать каждый кубический дециметр подпалубного пространства. По нашему мнению, основной недостаток «Л-6», мешающий превратить ее в настоящий мореходный крейсер, это низкобортность и длинные свесы корпуса.
Таким образом, главная причина «упадка» класса Л — значительное несоответствие этого класса современным принципам проектирования крейсерско-гоночных яхт.
Яхты серии CR, на наш взгляд, не перспективны для советского парусного спорта. Обмерная формула этого класса также основана на устарелых формах и определяет основные размерения корпуса довольно жестко. Неслучайно эти яхты строились в весьма ограниченном количестве и сейчас практически нигде не строятся.
В то же время на базе формульных классов «К-6», «К-7» и «К-8», по нашему мнению, можно строить крейсерские яхты, удовлетворяющие условиям плавания как в открытом море, так и на внутренних водах нашей страны. Обмер яхт по формуле К сравнительно прост и основывается на проверенном в мировой практике принципе отклонений от размеров «базовой яхты». 8 пределах класса можно создать проект, оптимальный для той или иной акватории, с длиной по К8Л, изменяющейся в достаточно широких пределах. Формула позволяет не только строить классные суда с фиксированным гоночным баллом (в 6, 7 и 8 м), но и обмерять, в случае необходимости, любую неклассную килевую яхту или даже компромисс и устраивать гонки с гандикапом.
Формула К стимулирует постройку крейсерских яхт с высоким надводным бортом и сравнительно большой шириной, позволяющих даже при малой длине корпуса создавать удобную планировку. Эта формула является дальнейшим развитием формулы Л, что нетрудно заметить из их сопоставления.
По формуле Л определяется так называемая гоночная длина яхты А, которая Для яхт класса «Л-4» не должна превышать 7 м, а для «Л-6» — 8 м:
где L1 — обмерная длина, S — обмерная площадь парусности, V — водоизмещение.
Гоночный балл по формуле К определяется как сумма основных компонентов формулы и поправок:
где L1 — длина, замеряемая по ватерлинии, расположенной на высоте 0,2LWL выше КВЛ;
V — объемное водоизмещение в состоянии обмера;
М0 — поправка на гребной винт, учитывающая тип (жесткий, регулируемого шага, со складными лопастями), диаметр, число лопастей и расположение винта;
s, b, f, t, g — поправки соответственно на парусность, ширину яхты, высоту надводного борта, осадку и чугунный фальшкиль. Эти поправки могут быть положительными или отрицательными в зависимости от влияния выбранных параметров на ходовые качества яхты и определяются при сравнении этих фактических параметров с элементами базовой яхты.
Элементы базовой яхты формула определяет следующим образом:
— относительная площадь парусности
— ширина наибольшая
— средняя высота надводного борта
— осадка
Коэффициент ks учитывает высоту парусности, а точнее — аэродинамические качества парусов в зависимости от их удлинения.
Если, предположим, мы спроектировали яхту с базовыми элементами, без двигателя и со свинцовым фальшкилем и, таким образом, M0=1, a s=b=f=t=g=0, гоночный балл яхты определится выражением:
Выражения:
представляют собой одну и ту же линейную величину. Однако, в отличие от формулы Я, новая формула не ограничивает основные размерения яхт (L, S, В, Т, V и др.), а лишь вводит поправки, что дает конструктору возможность выбирать основные элементы в широком диапазоне, исходя из конкретных условий плавания. Способ поправок, который, кстати, применяется также и в формулах ССА и CR, открывает простор для поиска наиболее рациональных сочетаний основных размерений и обводов яхт. При этом выбор оптимальных размерений выглядит проще, чем при обмере с помощью параметрических формул типа RORC.
Ходовые качества яхт в известной степени характеризуются так называемой относительной площадью парусности:
Чем больше эта величина, при прочих равных условиях, тем выше скорость яхты. У современных яхт относительная площадь парусности выше, чем у устаревших. Так, если у яхт, построенных по более старой CR-формуле, эта величина находится в пределах 3,55÷4,13, то у яхт по KR-формуле она составляет 3,95—4,1, а у яхт по сравнительно «молодой» ССА-формуле равна 4,3. RORC также стимулирует постройку яхт с высокими значениями сравниваемой величины.
Другие важные с точки зрения ходкости параметры — относительная длина:
и коэффициент общей полноты δ у яхт классов К изменяются в более широких пределах, чем при использовании других упомянутых формул. Это и дает возможность создавать как острые легкие, так и полнообводные суда.
Обмер яхт различных классов по К-формуле дает примерно такую же разницу в баллах, а значит, и в гандикапе, как и обмер по другим формулам, в частности, по RORC (см. таблицу).
В качестве примера крейсерско-гоночных яхт, спроектированных по К-формуле, рассмотрим эскизные проекты яхт «К-6» и «К-8», выполненные Н. В. Григорьевым и автором статьи при разработке К-формулы для оценки ее конструктивных возможностей. Как показали эти проработки, можно получить вполне рациональную и удобную планировку.
Оригинальной получилась яхта «К-8»: имея длину по КВЛ 9,2 м (вероятно, экстремальное значение для данного класса), она весит всего 5,2 т. Это — типичная яхта легкого водоизмещения. Двухмачтовое вооружение позволяет свести до минимума осадку (при чугунном фальшкиле), что при сохранении достаточной мореходности дает возможность использовать яхту для озерных и смешанных плаваний. Благодаря отделению пера руля от основного киля-плавника уменьшилась площадь боковой поверхности подводной части корпуса при большом ее удлинении, что должно положительно сказаться на ходовых и лавировочных качествах судна. Расчеты показывают, что «К-8» будет иметь преимущество в скорости перед «Л-6», которая является как бы другим крайним пределом яхт класса «К-8» при незначительном уменьшении парусности. Наличие кормовой каюты позволяет разместить в яхте семь, а в случае необходимости и девять спальных мест.
Как показывают наши проработки, в классах К могут быть созданы вполне современные крейсерско-гоночные яхты, но, разумеется, при их проектировании для международных гонок должны учитываться и особенности обмера по RORC.
В настоящее время две яхты «К-8» строятся яхтсменами московских яхт-клубов ДСО «Труд» и «Буревестник». Предполагается постройка серии таких судов на одной из верфей спортивного судостроения.
Для стимулирования проектирования крейсерских яхт по национальной обмерной формуле, по нашему мнению, необходимо провести конкурс на лучшие проекты яхт наиболее интересных классов К, Отобранные проекты могут быть затем рекомендованы для постройки как на верфях, так и силами коллективов любителей. Кстати сказать, «Фолькбот», на наш взгляд, может быть с успехом заменен новой яхтой класса «К-6».