Полтора десятка лет назад среди яхт «тонных» классов (или «уровневых», как их иногда называют) с фиксированной величиной гоночного балла 9-метровый полутонник считался наиболее перспективным — достаточно комфортабельным, чтобы крейсерские плавания на нем не омрачали экипаж излишне спартанскими условиями, и в то же время не претендующим по размерениям и оборудованию на уровень, доступный только миллионерам. Официальная пассажировместимость полутонника — четыре человека, но на нем достаточно места и для большего экипажа. Это по всем данным семейный крейсер, на котором есть, где принять друзей и провести отпускное время. В то же время полутонник — великолепная гоночная машина, способная доставить истинное удовольствие спортсмену самой высокой квалификации.
Популярность полутонного класса пробудила желание многих конструкторов создать яхту, которая по своим данным превзошла бы великолепное творение Мишеля Дюфура возглавляющего ведущую ранее во Франции фирму по проектированию и постройке яхт. В настоящее время «Дюфур» заметно сдал свои позиции фирме «Бенето». На четыре типа яхт, объявленных в программе «Дюфур» на 1984 г., «Бенето» ответила» 16-ю судами с фирменными названиями: «Фёст-18», «Фёст-22», «Фёст-24» и т. д. «Фёст-30Е», построенного по проекту Жана Берре, «Бенето» выставила как реального претендента на место лидера в полу-тонном классе.
Чтобы иметь представление об изменениях в концепциях проектирования крейсерско-гоночных яхт, которые произошли за последние 15—17 лет, достаточно одного взгляда на теоретический чертеж «Фёст-30Е». Получило дальнейшее развитие стремление к увеличению ширины корпуса, которое нашло свое отражение еще в проекте Дюфура. Если «Арпеж», имеющая наибольшую ширину 3,02 м, а по КВЛ — 2,54 м, воспринималась в свое время как экстремальная яхта, то у «Фест» эти величины возросли, соответственно, до 3,23 и 2,58 м.
В проекте «Арпеж» были учтены требования обмерной формулы RORC, которая стимулировала постройку яхт с узкой, малого объема кормой. Поэтому корпус «Арпеж» почти симметричен относительно миделя. Наибольшая ширина в сечениях по шп. 10 и 0 различается всего в полтора раза. Сечение через наибольшую ширину ватерлиний проходит между шп. 5 и 6, незначительно отклоняясь от поперечной вертикальной плоскости.
У «Фёст», проект которой создавался по новым правилам IOR, ширина при палубе на шп. 10 в 4 раза больше, чем на шп. 0. Сечение, проведенное через максимальную ширину ватерлиний, находится между шп. 5 и 7 и отклоняется в корму под углом 45° к основной линии.
У «Фест» ватерлинии в носу составляют с ДП угол 19° (у «Арпеж» в полтора раза острее); в корме, на шп. 9, — 26° (у «Арпеж» — 33°).
Ограничения осадки, предусмотренные формулой RORC, заставили Дюфура предпочесть бульбкиль значительной ширины, иначе не удавалось получить желаемЫе отношения массы балласта к полному водоизмещению и положение Центра тяжести. Учитывалась также возможность ставить яхту на киль при отливах или на берегу.
На «Фёст» форма и размеры фальшкиля продиктованы Исключительно желанием создать максимальную гидродинамическую поперечную силу, препятствующую дрейфу. Отсюда почти на 30 см большая, чем у «Арпеж», осадка, хотя масса фальшкиля занимает в водоизмещении яхты меньшую долю, а ЦТ оказался на 16 см выше. Сохранить остойчивость на уровне конкурента удалось в основном за счет большей ширины корпуса и увеличенного водоизмещения.
Почти не сбалансированный руль, подвешенный под кормовым подзором «Фёст», чувствительно реагирует на изменения посадки корпуса. На «Арпеж» перо руля навешено на плавнике, поэтому для управления яхтой не требуется столь напряженного внимания. Однако, когда яхту, идущую на предельной скорости в бакштаг, настигает вершина попутной волны, у руля возникают завихрения, отражающиеся на его эффективности и ухудшающие гидродинамику корпуса.
После увеличения на «Арпеж» площади и высоты парусности можно считать, что обе яхты оснащены примерно одинаковым парусным вооружением. Для эффективной работы генуэзского стакселя на острых курсах крепление вант на той и другой яхте сдвинуто к ДП — вант-путенсы прикреплены к комингсу рубки и далее к поперечной переборке. За счет этого стаксель может быть выбран до положения, при котором его нижняя шкаторина оказывается над палубой яхты. На «Фёст» ограничились одной парой основных вант, идущих под углом всего 9° к мачте. Надежность крепления мачты, конечно, от этого не выиграла, но при помощи устройства для регулирования натяжения ахтерштага упростилась настройка мачты, что позволяет изменять профиль грота и центровку яхты.
Какие выводы можно сделать, сравнивая основные характеристики яхт? Если судить о ходкости в слабый ветер по отношению максимальной площади парусности к площади смоченной поверхности, то у «Арпеж» это отношение (2,73) лучше, чем у «Фёст» (2,46). Эффективность в средний ветер, оцененная по отношению обмерной площади парусности к погруженной площади мидель-шпангоута, также дает преимущество «Арпеж» (37,22 против 35,06). Величина призматического коэффициента полноты, от которой зависит сопротивление воды движению яхты на предельных скоростях, у «Фёст» несколько ближе к оптимальному (0,54), чем у «Арпеж» (0,53).
Теоретическая оценка, однако, не подтвердилась при сравнительных испытаниях яхт, проведенных французским журналом «Бато» в конце прошлого года: при различных направлениях и силе ветра даже при пересадке экипажей и взаимном обмене парусами новый полутонник неизменно опережал конкурента. Преимущество это, конечно, не было столь значительным, но вполне достаточно, чтобы сделать вывод о возможностях новой яхты на гонках.
На укрытой от волн акватории при порывистом гетре от 4 до 5 баллов в бакштаг (курсовой угол к истинному ветру составляет 120°) дистанцию 2 мили «Фёст» прошел со средней скоростью 8 уз против 7,5 уз, показанных «Арпеж». Под спинакером максимальной площади «Фёст» продемонстрировал великолепную способность разгоняться на любом заметном порыве ветра.
Еще больше преимущество новой яхты на попутном курсе проявилось, когда испытания были перенесены в открытое море, где они проходили при волне высотой в 2,5 м. Не испытывая заметной килевой качки, «Фёст» благодаря широким кормовым обводам легко выходил и удерживался на режиме серфинга на гребне волны, отыгрывая у конкурента до 10% дистанции.
На острых курсах разрыв между яхтами был меньшим — около 4%. В данном случае преимущество «Фёст» достигалось в основном за счет меньшего (на 3°) угла лавировки.
На этих испытаниях «Фёст» лишний раз продемонстрировал целесообразность современных концепций в проектировании крейсерско-гоночных яхт. Можно сделать и другой вывод: нельзя сравнивать ходовые качества яхт по величине безразмерных характеристик, формы корпуса, энерговооруженности и т. п., если речь идет о судах, взятых как бы из разных эпох.
Говоря о современных тенденциях, которые нашли отражение в проекте «Фёст», нельзя не отметит» своеобразное решение вопросов планировки помещений. Классическая точка зрения на обитаемость как средство обеспечения условий для отдыха экипажа между вахтами, по-видимому, находит все меньше сторонников. Фирмы прилагают усилия, чтобы оборудовать изолированные каюты даже на яхтах небольших размеров.
Эту эволюцию можно проследить, рассматривая компоновку помещений на «Арпеж» и «Фёст». Шесть спальных мест на «Арпеж» всегда в полной готовности, независимо от количества людей на борту и характера плавания. Изолированных помещений, кроме туалета, не предусмотрено. На «Фест» из шести спальных мест по крайней мере два являются резервными — это диваны салона. В то же время четыре человека могут разместиться в изолированных двухместных носовой и кормовой каютах.
Примечания
1. Об этих соревнованиях и яхте «Арпеж» читайте в «КЯ» №15 за 1968 г.