Основные технические данные
Длина, м | 4,62 |
Ширина, м | 1,92 |
Высота борта, м | 0,71 |
Спусковой вес, кг | 750 |
Команда, чел. | 1 |
Мощность мотора, л. с. | до 115 |
Скорость полного хода, км/ч | 75—80 |
Все эти требования должны были учитываться ЦКБ «Нептун» при создании такой мотолодки; строятся тунцеловные суда проекта 1348 на Киевском заводе «Ленинская кузница». Наиболее подходящими были признаны обводы типа глубокое V с килеватостью днища у транца 25° в сочетании с продольными реданами. Катера с такими обводами обладают высокими мореходными качествами, позволяющими эксплуатировать их на морской волне с минимальным снижением скорости. Именно на плавание на 3-балльной волне была рассчитана остойчивость лодки, ее высокий борт.
Модельные испытания, проведенные в бассейне ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, позволили уточнить соотношения размерений и характеристики обводов, необходимую мощность двигателя для достижения скорости 75—80 км/ч. Натурные мореходные испытания самоходного макета в условиях 2—3-балльного волнения, проведенные перед постройкой опытного образца, подтвердили правильность выбора размерений и обводов корпуса.
Выбор материала корпуса решался однозначно. Только стеклопластик мог удовлетворить высокие требования к эксплуатационным качествам лодки. Этот материал обладает коррозионной стойкостью в тропиках; корпус не нуждается в частой окраске; ремонт корпуса может быть выполнен силами команды на борту судна-носителя и т. п.
Наружная обшивка подкреплена продольным и поперечным набором (применена смешанная его система) и жесткой конструкцией платформы, которая выклеена совместно с двумя бортовыми рундуками, нишами для бензобаков и центральным рундуком (на нем монтируется сиденье водителя). Это не только обеспечило необходимую прочность корпуса, но и упростило монтаж оборудования и эксплуатацию лодки.
Вклеенные в корпус блоки из пенопласта поддерживают лодку в полном грузу на плаву в случае полного ее затопления.
Мотолодка «Тунец» рассчитана на установку подвесного мотора (или двух моторов) мощностью до 115 л. с. Она оборудована дистанционным управлением мотором и необходимыми приборами для контроля за работой двигателя. В комплект оборудования «Тунца» входят также средства радиосвязи с сейнером, спасательные средства и защитный шлем для водителя. Расположение и конструкция оборудования рассчитаны на управление лодкой одним человеком. С места водителя можно легко дотянуться до любого предмета снабжения; под рукой у него органы управления, компас и микрофон, ничто не мешает хорошему круговому обзору.
Для безопасности экипажа на палубе наклеены «нескользящие» участки из рифленой резины; на носовой палубе и по бортам установлены жесткие релинги; снаружи вдоль бортов протянут спасательный линь.
При подъеме и спуске мотолодки стропы закрепляют за три подъемных рыма, установленных на палубе.
Корпус новой промысловой лодки сделан белым, а палуба и все оборудование кокпита — оранжевыми; эти цвета не только обеспечивают нарядный внешний вид мотолодки, но и облегчают обнаружение ее в открытом море. Черный привальный брус и резиновые дорожки на палубе служат удачным дополнением к общему архитектурно-художественному решению.
Опытный образец «Тунца» прошел межведомственные испытания.
Первые мотолодки на головном судне уже испытаны непосредственно в процессе лова тунца, они хорошо себя зарекомендовали. В настоящее время организовано серийное производство таких мотолодок, которые комплектуются подвесными моторами «Эвинруд/Джонсон-115» бельгийского производства.