Основные данные катера
Длина корпуса наибольшая, м | 5,8 |
Ширина наибольшая, м | 2,5 |
Высота борта в носу/на транце, м | 1,1/1,2 |
Полное водоизмещение, кг | 1450 |
Скорость под 2 ПМ «Нептун-23» при полном водоизмещении, км/ч | 26 |
Пассажировместимость, чел. | 3—5 |
Катер спроектирован специально для семейных плаваний по Ладожскому озеру и Финскому заливу, где в летнее время высота волны лишь в редких случаях превышает 1,5 м. Автор считал, что для безопасности путешествий катер должен обладать, помимо мореходности, еще и достаточно высокой скоростью — не менее 25 км/ч, обеспечивающей время перехода на 60—80 км не более чем 3 часа. Такое время выбрано исходя из того, что волна опасной высоты 1,5—2 м развивается на этих акваториях примерно за 1,5 часа, а максимальное расстояние между пунктами-убежищами, где всегда можно укрыться от непогоды, не превышает 80 км. Таким образом, если ветер поднимется в первые 1,5 часа после выхода из укрытия, всегда можно успеть вернуться. Если же непогода застигнет в оставшиеся 1,5 часа перехода, можно уверенно продолжать движение до следующего пункта-убежища.
Для судов длиной 6—7 м скорость 25—30 км/ч означает переходный к глиссированию режим движения. Этим был продиктован выбор формы корпуса и мощности силовой установки. Применены плоско-килеватые обводы с небольшим углом килеватости днища на кормовой половине длины корпуса (6° на транце) и незначительным отгибом днища вниз на скулах в районе от шп. 2 до шп. 6. Для уменьшения перегрузок при ходе на волнении угол килеватости днища в носовой части увеличен: на шп. 2 он составляет 29°, на шп. 3—22°. Имелось в виду, что при движении на расчетных скоростях перегрузки в носовой части катера не будут превышать 2—3-кратных, а корма его не будет отрываться от волны (катер не вылетает из воды полностью); при этом пассажиры, находящиеся на кормовой половине катера, еще не испытывают неприятной «невесомости» и ударов в моменты приводнения.
Начиная от шп. 7 в корму очертания днищевых шпангоутов у ДП выполнены по дуге окружности. В будущем это даст возможность разместить водозаборник водометного движителя, так как планируется установить на катере водомет с конвертированным автомобильным двигателем «М-21». В настоящее время (уже четыре навигации) катер успешно эксплуатируется с двумя подвесными моторами «Нептун-23», устанавливаемыми на выносном кронштейне за транцем. Проведенные в свое время расчеты показали (а ходовые испытания подтвердили), что мощности около 46 л. с. вполне достаточно для обеспечения расчетной скорости хода. Теперь можно привести и уточненный расход топлива при полном водоизмещении (с «красными» винтами шагом 280 мм на обоих моторах): 22 л/ч или 85 л на 100 км. Как видим, показатели экономичности несколько выше, чем у сравнимого катера со стационарным двигателем 60 л. с. (см. таблицу в статье «Экономичность туристского катера» в №86); однако сравнение с серийными 5-метровыми «двухмоторными» мотолодками «Москва-2» и «Ладога-2» при расчете на 1 кг полезной грузоподъемности оказывается явно в пользу рассматриваемого проекта.
Сама установка моторов на кронштейне за транцем освобождает кормовую часть кокпита (не надо делать рецесс) и никаких сложностей не вызывает, но требуется принимать известные меры по «герметизации» двигателей (см. например, «КЯ» №79).
С самого начала ставилась задача сделать катер достаточно обитаемым и имеющим все необходимое для длительных (три-четыре недели) плаваний трех — пяти человек. Исходя из этого и было решено оборудовать не одну, а две отдельные каюты.
Носовая каюта предназначена в основном для отдыха экипажа. Прорезанный в крыше рубки люк позволяет, не вылезая на носовую палубу, работать с якорем и швартовными тросами. Комингс этого люка над пайолами обеспечивает надежную фиксацию положения тела работающего и в то же время он может дотянуться до якорных клюзов и кнехтов. В носовой каюте размещаются на ночлег три человека. Высота помещения над койками 900 мм, так что здесь можно свободно сидеть. Под пайолами выгорожены четыре багажных отсека общим объемом 1 м3. Сюда укладываются продукты, предметы снабжения, спасательные жилеты и т. п.
В средней части катера оборудована вторая каюта с высотой в свету 1800 мм. Здесь расположены по правому борту — обеденный уголок на пять человек (пятое место — откидное), по левому борту — место водителя, раковина с подачей горячей (на ходу) и холодной воды и камбуз. Камбузный стол выполнен массивным и прочным, что позволило, установив на нем поворотные слесарные тиски, превратить его в верстак.
Место водителя частично вдвинуто в носовую каюту. Это позволяет увеличить площадь камбуза и в то же время расположить водителя вблизи центра тяжести катера. Угол обзора с места водителя по горизонту составляет 340°. Единственная помеха образуется частью задней стенки каюты, примыкающей к правому борту. Обзор назад обеспечивает открывающееся окно слева от водителя и открытая задняя дверь (как показывает практика, она действительно бывает открыта летом в течение всего дня).
Пол обеденного уголка поднят над уровнем пайолов на 400 мм; это позволяет обеспечить обзор через окна сидящим и стоящему человеку. Этот приподнятый участок настила используется и при оборудовании спального места еще для двух человек; при этом стол и сиденья снимаются. Пространство под полом обеденного уголка используется как вместительный багажник объемом 1 м3 с удобным доступом прямо из каюты.
Следует подчеркнуть, что получившиеся размерения катера действительно минимальны. Все размеры, связанные с компоновкой помещений, размеры мебели и оборудования выбраны исходя из того, что рост плавающих на этом катере не превышает 170 см. Если катер будет строиться для людей более высокого роста, рекомендую соответственно увеличить и его размерения.
Теперь о конструктивных мерах обеспечения безопасности плавания. Катер удовлетворяет самым высоким требованиям к остойчивости, так как проектом предусмотрено возвращение в нормальное положение на ровный киль при крене вплоть до 110°. Для этого высота водонепроницаемого надводного борта увеличена тем, что бортовые комингсы рубки (надстройки) являются продолжением бортов; одновременно это делает более просторными внутренние помещения.
Для обеспечения аварийной непотопляемости катера междудонное пространство разделено на 11 изолированных отсеков плавучести. При получении пробоины и затоплении любых двух из этих отсеков катер будет оставаться на плаву и может продолжать движение малым ходом. В носовой части катера водонепроницаемые флоры (переборки) доведены до уровня на 300 мм выше КВЛ.
За прошедшие годы катер прошел не одну сотню километров и мы могли убедиться в его достаточно высоких эксплуатационных качествах. Максимальная высота волны, которая встречалась нам за это время, как мы и рассчитывали, не превышала 1,5 м. Естественно, при движении на волне высотой более 75—80 см скорость приходилось соответственно снижать. На ходовых испытаниях мы специально пробовали сохранять максимальную скорость на короткой волне высотой более 80 см. Это приводило к тому, что катер то и дело полностью вылетал в воздух и падал относительно плоской кормовой частью днища на склон следующей волны, что вызывало чрезмерные перегрузки в кормовой части. После снижения скорости удары сразу сменялись обычной килевой качкой.