В самом деле, заманчиво иметь экономичный и недорогой, но в то же время самый «настоящий» и относительно мореходный пятиместный катер с двумя изолированными каютами. Семья — двое взрослых и двое детей — может не спеша, с достаточным комфортом и без особых затрат совершить во время отпуска путешествие протяженностью 1500—2000 км. При этом возможности выбора маршрута практически неограничены, поскольку описываемый микро-крейсер имеет размерения и вес, допускающие его транспортировку на трейлере за любой легковой машиной (в том числе и за нашими «Жигулями»).
Основные данные микро-крейсера
Длина наибольшая, м | 5,52 |
Ширина, м: | |
наибольшая | 2,34 |
по скуле | 2.22 |
Высота борта на миделе, м | 0,88 |
Масса корпуса, кг | Около 210 |
Полное водоизмещение, кг | 1000 |
Пассажировместимость макс. чел. | 5 |
Мощность двигателя, л. с. | 5—30 |
Главная цель, которую преследовал конструктор при разработке проекта,— получить в минимальных размерениях максимум комфорта. Кроме того, корпус должен был иметь возможно более простую конструкцию, чтобы катерок можно было построить в домашних условиях и из самых доступных материалов.
Учитывая довольно солидный вес багажа, который семья обычно берет с собой в плавание, рассчитывать на глиссирование с высокой скоростью не приходилось. Поэтому с самого начала были выбраны обводы, оптимальные для плавания в переходном к глиссированию режиме при удельной нагрузке свыше 35 кг на каждую лошадиную силу мощности мотора. Днище имеет умеренную килеватость (около 5° у транца) и подъем к ватерлинии в корме. Немаловажно и то, что длина корпуса по ватерлинии лишь ненамного отличается от наибольшей длины. Благодаря этому снижаются относительная скорость — число Фруда — и сопротивление воды (см. статью Д. Антонова «Выбор размерений и обводов водоизмещающих катеров» в «КЯ» №109). Для обеспечения необходимой остойчивости и минимальной осадки при сравнительно большой нагрузке корпусу придана значительная ширине по скуле.
Высокобортный и широкий катер несколько напоминает ящик. Действительно, внешний вид катера Мак-Лаклена сегодня представляется уже архаичным, однако нынешние строители, как правило, его не меняют. И это оправдано не только модой на «ретро». Ведь в данном случае мы возвращаемся к «забытым» скоростям, на которых современные стремительные формы выглядели бы просто нелепо!
В носовой части скула снабжена брызгоотбойником, уменьшающим замывание бортов буруном. В корме для улучшения поворотливости лодки скула скруглена по радиусу. Невысокий фальшкиль-плавник, закрепленный под днищем, уменьшает снос лодки с курса при сильном боковом ветре.
Катер рассчитан на плавания в условиях северного климата — на прохладную погоду, поэтому основную часть корпуса конструктор постарался закрыть рубками. Передний кокпит прикрыт сверху — складным тентом, а с боков — фальшбортами.
Носовая каюта оборудована двумя диванами-койками полной длины. Съемный стол может быть опущен до их уровня; при этом образуется широкое спальное место. Каюта имеет хорошую освещенность благодаря большим окнам-иллюминаторам, врезанным в боковые и лобовой комингсы рубки. Для вентиляции в жаркую погоду в крыше рубки сделан лючок.
Пост управления с высоким поворотным креслом расположен в переднем кокпите по левому борту. По углам устроены два рундука, которые служат сиденьями.
Кормовая каютка, используемая чаще всего для размещения детей, представляет наибольший интерес. Конструктор довольно удачно применил чисто яхтенное решение, расположив койки вдоль бортов катера — в «гробах»; другими словами, эти койки на половину длины оказываются выступающими в кормовой кокпит. Конечно, это помещение может быть названо каютой только условно; его высота в свету всего 1,22 м, а длина — 0,9 м, однако благодаря значительной ширине катера и наличию окон оно не кажется уж слишком тесным и темным. С другой стороны, это все-таки настоящая изолированная каюта. В кормовой ее переборке сделана дверь (шириной 460 мм) для выхода в кормовой кокпит, который необходим для обслуживания подвесного мотора и удобен для ловли рыбы на стоянке. В носовой переборке имеется двухстворчатая дверь. Открыв обе двери, можно быстро проветрить помещение.
Здесь же в ящике с герметично закрывающейся крышкой оборудован портативный «химический» туалет. На ночь этот ящик чаще всего выносят в кокпит. Под койками имеются вместительные рундуки для походного снаряжения.
У самого транца между продольными стенками «гробов» выгорожен (высокой водонепроницаемой переборкой) моторный отсек, в котором размещается и запас горючего в канистрах или штатных бензобаках. Для снижения шума этот отсек сверху закрыт кожухом-экраном.
Для обшивки корпуса применяется водостойкая фанера толщиной 9,5 мм на днище и 8 мм на бортах, но при условии оклейки стеклотканью (днище — в два слоя, борта — в один) можно применять и фанеру меньшей толщины — 6 мм. На лодке, построенной Мак-Лакленом, восемь шпангоутных рамок (как и транец) были сделано! цельными — вырезаны из фанеры толщиной 8 мм. Для возможности крепления наружной обшивки кромки шпангоутных рамок и фанерных же переборок были окантованы рейками. Днище кроме киля подкреплено шестью стрингерами — полосами фанеры 10X38 мм. Такой же фанерный стрингер есть и на бортах — между привальным брусом (20Х25 мм) и скуловым стрингером (100X25). Карлингсы, к которым крепятся продольные комингсы рубок, имеют сечение 25X50 мм.
Конструкции рубок собраны из 6-миллиметровой фанеры; крыши, имеющие сложную погибь, выклеиваются из двух слоев фанеры толщиной по 3 мм.
Во всех соединениях применяется водостойкий клей.
Желающим построить такой катер можно рекомендовать воспользоваться чертежами корпуса мотолодки «Саламандра», опубликованным как в журнале «КиЯ» №17, №18 и №19 (1969 г.), так и в книге «15 проектов судов для любительской постройки» (Л-д, «Судостроение», 1974 и 1976 гг.). Особо подчеркнем, очень важно при постройке не «перетяжелить» корпус: излишний вес неминуемо отразится на расходе топлива в течение всего периода эксплуатации лодки.
На микро-крейсер Мак-Лаклена можно поставить подвесной мотор «Ветерок» мощностью 8 или 12 л. с.; при этом даже с полной нагрузкой можно рассчитывать на скорость 9—12 км/ч. При установке «Нептуна-23» или «Вихря-М» с грузовым гребным винтом вполне реально получение значительно более высокой скорости 30—32 км/ч. Но, повторяем, оптимальным будет неторопливое, экономичное плавание с моторами меньшей мощности.