Приемная комиссия отметила привлекательный внешний вид «Ската» и удачный выбор его размерений. Благодаря примененным ката-маранным обводам обеспечиваются высокая остойчивость (как на ходу, так и при посадке-высадке пассажиров) и малая осадка новой лодки; она имеет хорошие ходовые и маневренные качества. Движителем «Ската» является гребное колесо, приводимое во вращение при помощи педалей одним или обоими пассажирами.
Основные данные лодки «Скат»
Длина, м | 2,29 |
Ширина, м | 1,73 |
Высота борта, м | 0,4 |
Масса, кг | 120 |
Грузоподъемность, кг | 203 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Использовать «Скат» можно на любых водоемах при высоте волны до 0,2 м и незначительном удалении от берега; немало удовольствия управление этим снарядом может доставить и на небольших прудах городских парков. Гребное колесо закрыто, а корпус «Ската» по всему периметру окантован эластичным привальным брусом, хорошо амортизирующим удары. Столкновение двух таких лодок даже на полном ходу не представляет опасности.
Корпус «Ската» изготовлен из стеклопластика. Это означает, что обслуживающему персоналу домов отдыха или прокатных станций не придется затрачивать много времени на ремонт и окраску своего флота; служить такие лодки будут дольше, чем изготовленные из дерева или металла. Несложен и повседневный уход. Достаточно окатить лодку водой — и она примет свой первоначальный нарядный вид даже после длительного использования. При необходимости осмотра или ремонта один человек может без применения специального инструмента разобрать и снять с лодки педальный привод и рулевое устройство.
Теперь об устройстве «Ската». Его корпус состоит из двух цельных стеклопластиковых оболочек — секции собственно корпуса и секции палубы, которые соединены по линии привального бруса при помощи болтов по фланцам. Соединение защищено привальным брусом. Три сиденья (для двух взрослых и ребенка до 12—14 лет) и ниши для личных вещей отформованы как одно целое с верхней секцией. Здесь же отформовано и основание для педального привода, представляющего собой коленчатый вал (из трубы) с закрепленными на нем педалями, которые свободно вращаются па втулках.
Гребное колесо расположено на одной оси с педальным приводом и прикреплено к корпусу при помощи фланцев, в которых имеются втулки — подшипники скольжения.
Управляется лодка при помощи рулевого рычага, расположенного перед центральным сиденьем, и руля, навешенного па транец.
Учитывая жесткие условия эксплуатации в системе проката, все детали привода, гребного колеса и рулевого устройства выполнены из высокопрочной стали; в конструкции корпуса предусмотрены местные подкрепления. Все это позволяет обеспечить надежность и долговечность лодки.
На транце и в носу «Ската» имеются три ручки для швартовки и перетаскивания лодки.
Непотопляемость обеспечивают блоки плавучести из пенопласта, вклеенные внутрь корпуса. В случае нарушении герметичности оболочки заполненный водой «Скат» будет удерживать всех трех пассажиров, плавающих рядом и держащихся за его привальный брус и борта. Для удаления попавшей внутрь корпуса воды в носовой части лодки предусмотрено сливное отверстие.
Опытная эксплуатация лодки в ЦПКиО имени Горького в Москве получила положительную оценку как персонала, так и посетителей.
Межведомственная комиссия, проводившая испытания опытного образца, рекомендовала лодку к серийному производству на Сосновском судостроительном заводе с 1984 г.
Организации, заинтересованные в приобретении лодки «Скат», могут обращаться по адресу: 103050, Москва, ЦКБ «Нептун».