В сборнике №67 сообщалось о нехитром приспособлении, превращающем лодку «Спортиак» в водный велосипед. В Центральной лаборатории новых видов спасательной техники ОСВОДа РСФСР разработано аналогичное устройство — гребные колеса с педальным приводом для серийных байдарок, обеспечивающие одновременно и возможность перевозки лодки по грунту.
Колеса собраны каждое из трех стандартных лопастей весел «Салюта», втулки и обода диаметром 0,95 м из дюралевой трубки; при движении по суше лопасти играют роль спиц. Устройство съемное. Бортовые кронштейны, оснащенные шариковыми подшипниками, крепятся винтами прямо к деревянным продольным фальшбортам байдарки. Применены шатуны и педали от дорожного велосипеда.
Колеса установлены в районе мидель-шпангоута, чтобы было удобно работать педалями с заднего сиденья байдарки; привод руля, естественно, сделан ручным.
Как показали замеры, упор, развиваемый гребными колесами с приводом от педалей, на 3—4 кгс больше, чем при работе веслами, а главное— его колебания не превышают 25%, тогда как при работе веслами упор имеет ярко выраженный циклический характер (время одного цикла около 1,2 с) с неизбежными падениями до нуля между гребками.
Подобные движители могут найти применение на легких прогулочных и даже туристских лодках, полное водоизмещение которых не превышает 250 кг.
На скоростях до 20 км/ч гребное колесо благодаря увеличению площади гидравлического сечения движителя, по сравнению с гребным винтом, оказывается выгодным и при использовании двигателей мощностью 0,3—1,2 л. с.
Так, лодочный подвесной электромотор «Снеток» с гребным винтом диаметром 120 мм развивает упор на швартовах 3,2 кгс. В сочетании с описываемым колесным движителем, установленным за кормой, этот мотор будет весить не 6,5, а около 10 кг, зато тяга на швартовах возрастет до 12—15 кгс. Причем появляется еще и возможность использовать лодку с колесами в качестве самоходной тележки для движения к месту спуска на воду. Наконец, для привода гребного колеса на легкой лодке с успехом можно применить и велосипедный двигатель «Д-6», стоимость которого в три раза меньше, чем лодочного мотора той же мощности. Гребное колесо в сочетании с «Д-6» обеспечит упор около 30 кгс; легкая лодка сможет преодолевать мелководья, илистые и заболоченные участки водоемов.
Гребное колесо позволяет провести ряд интересных экспериментов и может оказаться вполне подходящим движителем для некоторых типов малых судов.