Очередная модель семейства дюралевых клепаных «Казанок» разработана конструкторами завода на основании обобщения опыта эксплуатации серийных лодок предыдущего варианта. Обводы и размерения корпуса остались такими же, а планировка кокпита, внешний вид и оборудование лодки изменены с учетом многочисленных предложений и отзывов потребителей.
Подкреплен и приспособлен под два мотора выносной кронштейн, что дало возможность после многократных испытаний лодки на прочность корпуса и безопасность плавания увеличить допустимую мощность моторов с 30 до 55 л. с. В дальнейшем по предложению судоводителей-любителей планируется сделать моторный кронштейн подъемным для удобства подхода к берегу и замены срезанных шпонок на плаву.
Чтобы гарантировать водонепроницаемость транца, отверстия для прохода ДУ реверсом и газом уплотнены резиновой шайбой; места сгибов обшивки и палубы изнутри заглушены угловыми накладками.
Вместительный носовой багажный отсек наглухо отделен от кокпита наклонной водонепроницаемой переборкой на шп. 3, представляющей собой удобный упор для ног водителя и сидящего рядом с ним пассажира. На носовой палубе с выштамповками измененной формы появился соответствующий люк для доступа в багажный отсек, причем крышка этого люка снабжена замком, позволяющим закрывать и открывать ее с палубы и запирать на замок из кокпита.
Граненое ветровое стекло заменено панорамным изогнутым, окантованным декоративным металлическим профилем и имеющим центральную стойку. Со стороны водителя на стекло в дальнейшем будет устанавливаться стеклоочиститель с ручным приводом. По бокам ветрового стекла устанавливают ходовые отличительные огни. Ходовой огонь планируется перенести на центральную стойку стекла.
В кокпите (под бортовыми участками палубы) появились боковые полочки для рыболовных принадлежностей и мелких вещей; две из них снабжены закрывающимися крышками. Кроме того, сделаны закрывающийся шкафчик на передней панели — перед пассажиром и две ниши — выемки для мелких вещей на защищенной наклонным стеклом части палубы. Литой металлический штурвал устаревшей формы заменен пластмассовым современного «автомобильного» вида.
Кормовые сиденья теперь сделаны несъемными и несколько смещены назад, по сравнению с прежним расположением задних кресел; это улучшает центровку полностью загруженной мотолодки. За спинками сидений оборудованы полочки для инструмента.
Крышки несколько укороченного кормового багажника откидываются так, что в открытом положении образуется удобный проход в корму, делающий легким и удобным обслуживание мотора.
Принципиально переработана конструкция дистанционного управления реверсом и газом; применены тросы в боуденовской оболочке, что позволило обойтись без возвратных пружин.
Края тента теперь прикрепляются не с помощью ремешков, а быстро-открывающимися замками по краю комингса.
По бортовой палубе («потопчинам») теперь можно ходить даже босиком: она совершенно гладкая, так как скобы крепления ремешков тента сняты.
Даже полностью залитая водой лодка с мотором теперь остается на плаву с сидящими пассажирами.
Все перечисленные изменения повышают эксплуатационные качества новой «Казанки», в то же время цена ее (760 руб.) стала ниже прежней.
Можно добавить, что часть новшеств, появившихся на мотолодке новой модификации, внедряется и на «Казанке-5». Например, ставится новый штурвал; деревянная плита моторного кронштейна заменяется металлическим листом, облицованным древесно-слоистым пластиком. Металлический черпак заменен не тонущим в воде полиэтиленовым. Будут сделаны более удобными в эксплуатации крепления кресел в кокпите. Металлические детали ходового огня заменяются не боящимися коррозии пластмассовыми.
Большую помощь в работе конструкторов по совершенствованию «Казанок» оказывают письма потребителей, в которых содержатся отзывы, предлагаются те или иные улучшения конструкции. Коллектив завода и в дальнейшем будет учитывать все замечания по качеству продукции с маркой казанских авиастроителей.
Основные отличия «Казанки-5М» от предыдущей модели
- 1 — кормовые швартовные утки;
- 2 — замки для крепления краев тента;
- 3 — гладкая поверхность «потопчин»;
- 4 — измененная конструкция кормового багажника, упрощающая доступ к мотору;
- 5 — стационарные кормовые сиденья;
- 6 — два бортовых шкафчика;
- 7 — бортовые полочки;
- 8 — измененная конструкция крепления каркаса сидений к пайолу;
- 9 — измененная конструкция ДУ реверсом и газом;
- 10 — панорамное изогнутое ветровое стекло;
- 11 — гнезда в передней панели для установки кнопок «стоп»;
- 12 — пластмассовое рулевое колесо измененной формы;
- 13 — стеклоочиститель;
- 14 — наклонная переборка носового багажника;
- 15 — крышка люка носового багажника;
- 16 — ниши для хранения мелких предметов;
- 17 — шкафчик в передней панели;
- 18 — выштамповки измененной формы на носовой палубе;
- 19 — швартовные утки на носовой палубе;
- 20 — усиленная конструкция выносного моторного кронштейна.
Главные размерения и основные характеристики мотолодки «Казанка-5М»
Длина наибольшая, м | 4,50 |
Ширина наибольшая, м | 1,60 |
Высота борта на мнделе, м | 0,72 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Масса без мотора с оборудованием и снабжением, кг | 200 |
Допустимая мощность подвесного мотора (моторов), л. с. | 55 |
Мотолодка предназначена для туризма и прогулок по рекам и прибрежным зонам озер, водохранилищ, морей при удалении от берега до 3000 м и высоте волны до 0,75 м.
Основные конструкции корпуса изготовлены из алюминиевого сплава марки Д-1 Затопленную лодку на плаву поддерживают носовые и кормовые блоки плавучести из пенопласта марки ПСБ.
Комплектуется мягкими подушками, ДУ моторами «Вихрь», тентом, сигнальной мачтой с топовым огнем, веслами, черпаком, аптечкой для ремонта, пожарной кошмой и спасательным линем).