Рыбаку и туристу, когда они плывут по воде, нужна лодка, а когда устраиваются на берегу — палатка и кровать. Все это хочется сделать складным и с минимальным весом: ведь нередко снаряжение приходится переносить на своих плечах! Эту задачу можно решить, если использовать каркас обычной кровати-раскладушки. Дюралевый каркас ее прочен и легок, его трубки легко и просто обрабатывать в домашних условиях.
Компромиссное решение получается не совсем равноценным: в пользу качеств лодки приходится пожертвовать некоторыми качествами кровати и палатки. Главное — это все-таки лодка, а все остальное получается как дополнение!
Основные данные лодки: длина — 2,2 м; ширина — 1,1 м; высота борта — 0,35 м; полное водоизмещение 250 кг. Габаритные размеры в сложенном состоянии — пакета в чехле: 0,85X0,75X0,175 м. Общий вес лодки составляет 13—14 кг; из них трубчатый каркас весит 6,4 кг; брезентовая оболочка — 2 кг; оборудование и весла — 5,2 кг. На превращение пакета в лодку затрачивается 15—20 минут, на разборку и укладку в чехол — 12—15 минут (цифры многократно проверены автором).
Непотопляемость лодки обеспечивается двумя 1,2-метровыми надувными баллонами диаметром 180—200 мм ( объем каждого — около 42 л). Эти емкости закрепляются по бокам каркаса и благодаря увеличению ширины лодки одновременно существенно повышают ее остойчивость. Поскольку они закладываются под оболочку, заполнение их воздухом обеспечивает ее натяжение, что улучшает форму обводов лодки и ее ходовые качества.
Емкости можно склеить из детской клеенки; еще проще использовать имеющиеся в продаже детские «бревна» для купания или детские надувные матрасики. Рекомендуется заложить емкости в чехлы из тонкой плотной ткани, к которым пришиваются тесемки для крепления к каркасу. Чтобы емкости не отжимало внутрь лодки давлением воды, на верхние и нижние трубки бортов навешиваются фанерные щитки.
При изготовлении каркаса откидная деталь, служащая изголовьем, снимается; вместо нее ставятся трубки, согнутые по форме носового обвода лодки. Сделать их можно из изголовья, причем для облегчения работы следует сначала разрезать его по середине, а затем гнуть обе половины по одному шаблону. Каркас раскладушки дополняется еще форштевнем, скуловыми стрингерами и раскладным деревянным кильсоном (как у байдарки).
Форштевень изгибается по шаблону из дюралевой трубки ∅18— 20 мм. Стрингера можно вырезать из дюралевых лыжных палок ∅14— 16 мм; нужны два отрезка по 500 мм и четыре — по 860 мм из нижних концов лыжных палок. Из сохраняемых шипов-наконечников выпиливаются штыри ∅4—5 мм, которыми стрингера крепятся к крайним опорам раскладушки, играющим теперь роль шпангоутов. Для этого с внутренней стороны крайних опор, на их сгибах, надо просверлить четыре отверстия ∅5 мм.
К средней опоре крепятся две трубки длиной по 70—80 мм и диаметром на 1—2 мм больше, чем диаметр стрингеров; в них будут вставляться обращенные к миделю концы этих четырех стрингеров. К форштевню стрингера крепятся при помощи специального кронштейна, а верхние носовые трубки каркаса («привальные брусья») — при помощи шарнира, чтобы можно было развернуть штевень при складывании лодки. Нижний конец форштевня крепится болтом к середине носового шпангоута — крайней опоре.
На металлический каркас лодки накладывается деревянная решетка кильсона, которая обеспечивает опору мягкой оболочке днища между шпангоутами и воспринимает нагрузку. Кильсон крепится к шпангоутам при помощи проволочных петель и шплинтов. Транец лодки вырезается из фанеры и навешивается на кормовой шпангоут. Если предполагается использовать моторчик, транец надо соответственно усилить и при сборке каркаса скрепить шплинтами с кильсоном и шпангоутом.
Оболочка делается из брезентовой или палаточной ткани и пропитывается водоотталкивающим составом. Два куска материала, которые на 500 мм длиннее лодки, сшиваются один с другим с перекроем около 30—35 мм тройным швом на обычной швейной машине нитками № 20 (практика показала полную надежность таких швов). Соединение в носовой части оболочки в закладку и двойным швом выполняется после того, как выполнена подгонка (на каркасе) по форме форштевня. Затем оболочка надевается на собранный каркас вместе с воздушными баллонами и обтягивается; при этом мелом отмечаются места необходимых швов в корме — для вшивания транца и в носу. Носовая часть зашивается в форме кулька с таким расчетом, чтобы закрыть сверху носовую часть каркаса. На все места, где оболочка соприкасается с угловыми или выступающими деталями каркаса, изнутри нашиваются усиливающие накладки из обрезков ткани.
По свободной кромке оболочка подгибается и прошивается так, чтобы внутрь прошивки можно было пропустить шнур для обтягивания оболочки на каркасе. Я применяю еще более простой метод: после обтяжки каркаса края оболочки обворачиваю вокруг верхних трубок и закалываю крупными английскими булавками.
К борту у транца можно пришить небольшой карман (с клапаном на кнопке) для хранения полиэтиленового мешочка с запасом булавок, шплинтов и других мелких деталей.
Если легкой водонепроницаемой ткани достать не удалось, можно на оболочку из любой прочной ткани, например брезента, снаружи наложить полиэтиленовую пленку, укрепляя ее теми же английскими булавками. Такая двойная оболочка получается довольно практичной. Если пленка будет случайно порвана, ее можно быстро заменить.
Сиденья вырезаются из пенопласта и пришнуровываются к кильсону в нужных местах по длине лодки. Если в лодке находится один гребец, оба сиденья удобно крепить в самом центре лодки или чуть позади среднего шпангоута, если двое — по середине обеих секций кильсона.
Можно сделать мягкие сиденья из брезентовой полосы шириной 200—250 мм, вложив в подшивку по краям дюралевую трубку ∅14—16 мм длиной на 220—270 мм; за эту трубку сиденье подвешивается к верхним трубкам каркаса лодки при помощи четырех гибких петель из старого электропровода. Такие сиденья лучше пенопластовых: они мягче, на них сидеть не устаешь, они почти не занимают места и весят всего около 200 г.
Можно использовать обычные байдарочные весла. Если вы хотите применить распашные весла, уключины для них надо крепить на 250—300 мм от среднего шпангоута в корму.
Для превращения в походную кровать на установленный в выбранном для ночлега месте каркас лодки укладывается развернутый упаковочный чехол, края которого загибаются вокруг продольных труб каркаса и пристегиваются английскими булавками.
Для оборудования над кроватью палатки нужно освободить болт, крепящий форштевень к первому шпангоуту, затем и форштевень и два связанных с ним нижних стрингера развернуть по обводу днища и закрепить шнурком, как при укладке для транспортировки. Верхние стрингера, образующие носовой обвод «палубы», ставятся вертикально, получается первая А-образная опора тента. Второй опорой являются весла, связанные у рукояток шнуром и расставленные циркулем; их ставят у транца каркаса лодки. Затем надо забить в землю два колышка, расположив их по оси раскладушки в полуметре от ее краев. Заложив за один из колышков бечевку, протягивают ее через верхние точки обеих опор и закрепляют на втором колышке. Это «конек» палатки. На него набрасывается оболочка лодки, которая затем с наветренной стороны крепится к каркасу булавками-застежками. Другой край оболочки подтягивается к каркасу бечевками изнутри палатки.
Конечно, комфорт будет далеко не полным, но выспаться, укрывшись от дождя, можно!
Если лодка используется только как кровать, можно оболочку и сиденья не снимать, достаточно сверху на каркас наложить чехол и закрепить его по верхнему поясу каркаса.