Прорабатывая перспективные типы прогулочно-туристских мотолодок для освоения отечественной промышленностью, группа малотоннажного судостроения ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова поставила своей целью ознакомление с «джонботами» и проведение их всесторонних испытаний в наших условиях. Была построена фанерная натурная модель типичного малого (13-футового) варианта такой лодки, рассчитанного на применение подвесных моторов относительно небольшой мощности. Замена материала в данном случае не имела значения, так как не отразилась на скоростных и мореходных качествах лодки. Гофры, выштампованные на днище и бортах настоящих алюминиевых «джонботов», имитировались установкой накладных реек.
Расскажем о своих впечатлениях от этой лодки и приведем эскизы для ее самостоятельной постройки.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 3,8 |
Ширина наибольшая по верху бортов, м | 1,32 |
Ширина по днищу, м | 0,90 |
Высота борта на миделе, м | 0,38 |
Вместимость, чел. | 3 |
Полезная грузоподъемность, кг | 220 |
Допускаемая мощность подвесного мотора, л. с. | 8 |
Предвидя, что при глиссировании даже на небольшом волнении днище плоскодонной лодки будет испытывать сильные удары, ширину ее по скуле приняли минимально допустимой по соображениям остойчивости — равной 900 мм. Это при сохранении обычной ширины на уровне «палубы» обусловило довольно большой развал бортов. Днище в плане сделано прямоугольным; килеватости нет даже в самом носу.
Несмотря на все опасения, первые же выходы на воду подтвердили высокие эксплуатационные качества лодки. Благодаря относительно узкому днищу и малой осадке она легко идет на веслах. Расположение гребца на банке, смещенной несколько в нос от миделя, способствовало заметному уменьшению осадки транцем и, как следствие, снижению затрат энергии гребца на вовлечение в движение больших масс воды.
Обводы этой легкой трехместной лодки оптимальны для использования ее с подвесными моторами в диапазоне мощностей от 2 до 8 л. с. Под «Ветерком-8» лодка с одним водителем легко вышла на глиссирование и достигла скорости 35 км/ч. Отметим, что вес корпуса нашего «джонбота», обшитого 3-миллиметровой авиационной фанерой, составил всего 55 кг.
При выходе на глиссирование из-за расположения водителя в корме, у транца, лодка в первый момент высоко поднимает нос, но затем ее дифферент быстро уменьшается до нормального. При этом, несмотря на кормовую центровку, она сохраняет продольную устойчивость движения, не проявляя склонности к «дельфинированию».
С двумя человеками на борту скорость на испытаниях составила 21 и 25 км/ч соответственно.
Управляемость лодки превзошла ожидания. Очевидно, благодаря фальшкилям, заменяющим гофры на днище, лодка обладает хорошей устойчивостью на курсе. Эти же фальшкили препятствуют дрейфу; лодка, в отличие от большинства плоскодонок, проскальзывающих при циркуляции, может выполнять крутые повороты, имея при этом безопасный внутренний крен.
Оказалось, что на волне высотой до 0,3 м наша «ДП-380» не уступает остроносым лодкам — сказывается значительно меньшая ширина ее днища. Однако с ростом крутизны и высоты волн, когда зона их ударов смещается к носовой части днища, перегрузки возрастают заметно резче, чем у остроносых килеватых лодок. Особенно резко усиливаются удары, если один из пассажиров сидит на носовой банке и своим весом «мешает» лодке отыгрываться на волне. При ветровой волне 0,7 м плавание на «ДП-380» становится совершенно некомфортабельным даже на малых скоростях.
Несколько неожиданным было хорошее поведение нашей плоскодонки на встречно-боковом волнении. У килеватых лодок эти курсы оказываются самыми неприятными: если углы наклона поверхностей днища в носу и склона волны оказываются близкими, встреча с волной сопровождается сильным ударом, лодку с наветренной стороны накрывает туча брызг. У плоскодонной лодки угол между поверхностью днища и склоном волны оказывается заведомо большим, чем у килеватой, удар получается мягче; кроме того, основная часть брызг отражается не вверх по борту, а под корпус лодки.
В целом испытания показали, что «джонбот» малых размерений может с успехом эксплуатироваться на реках и небольших озерах при высоте волны до 0,3 м.
За время испытаний на практике выявился ряд специфических достоинств «джонбота». Лодку, снабженную ручками-скобками на кормовом и носовом транцах, очень удобно переносить и кантовать. В отличие от остроносой лодки, которая при подходе к берегу садится на грунт килем и легко валится на борт, плоскодонка, выкатываясь на песчаный берег, сохраняет устойчивое положение; не приходится сходить на берег через борт или прыгать с носа лодки, рискуя упасть от ее внезапного крена. При погрузке можно не опасаться неожиданного переваливания лодки с борта на борт от перемещения пассажиров или багажа. Благодаря небольшой высоте борта «джонбот» меньше «парусит» на ветру, чем обычные лодки; это качество оценят рыболовы и охотники.
Построив «джонбот» своими силами, строитель может убедиться и в простоте его конструкции, и в его эксплуатационных преимуществах перед привычными килеватыми остроносыми лодками. Для обшивки могут быть использованы фанера либо другой листовой материал, включая кровельное железо. Важно, чтобы вес корпуса не превышал 70 кг и лодка сохраняла способность глиссировать с 8-сильным «ветерком», т. е. оставалась экономичным вариантом быстроходной многоцелевой мотолодки.
От шп. 2 и до кормового транца шпангоуты совершенно одинаковы; их можно собрать из сосновых реек сечением 20X50, дюралевых угольников или труб. Сборку корпуса удобнее выполнять в положении вверх килем, пользуясь, например, рекомендациями книги «15 проектов судов для любительской постройки», выпущенной изд-вом «Судостроение» в 1974 и 1976 гг. Возможно изготовление корпуса методом сшивания фанерных деталей по скуле проволочными скрепками с последующей оклейкой снаружи и изнутри лентами из стеклоткани на эпоксидном клее.
Чтобы фальшкиль, расположенный в ДП лодки, не мешал работе гребного вала, срежьте его на расстоянии около 1 м до транца.
Для обеспечения непотопляемости вклейте бруски из пенопласта под планширем вдоль всего борта; если это будет необходимо, закрепите дополнительные блоки пенопласта под банками.