Это практически совершенно новая модель, существенно отличающаяся от «Ладоги», которая выпускается уже в течение чуть ли не десяти лет (начиная с 1969 г.; см. сборник №41). «Ладога-2» несколько больше по размерениям, а главное — имеет тримаранные обводы и небольшую рубку. Эти особенности привлекут внимание прежде всего тех любителей, которые ищут надежное, «всепогодное» и комфортабельное судно для семейных путешествий по любым водным дорогам страны. «Ладога-2» пополнит собой наш «тяжелый» туристский класс, в который входят такие лодки, как «Москва-2», «Прогресс-4Л», «Крым-3» и «Сарепта», однако, как может отметить читатель, она не дублирует ни одну из этих моделей.
Основные технические данные мотолодки «Ладога-2»
Длина наибольшая, м | 4,65 |
Ширина наибольшая, м | 1,95 |
Высота борта на миделе, м | 0,88 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 400 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4-5 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 60 |
Скорость, км/ч: | |
при нагрузке 400 кг | 46 |
при нагрузке 200 кг | 52 |
«Ладога-2» — единственная выпускаемая серийно стеклопластиковая мотолодка, имеющая сложные тримаранные обводы. Широкая скругленная под большим радиусом килевая часть днища представляет эффективную глиссирующую поверхность. Повышенная килеватость днища (до 20° на транце) способствует мягкому ходу на волне. Такое важное для семейного «крейсера» качество, как остойчивость, обеспечивают спонсоны, имеющиеся на носовой половине длины корпуса (они сходят на нет где-то между шп. 6—7). Для облегчения выхода на глиссирование и уверенного движения при большой нагрузке предусмотрена двойная скула с уступом-брызгоотбойником по всей ее длине; на бортах на кормовой половине корпуса отформован слом, на днище (в р-не шп. 2—6) — по одному продольному редану.
Большую помощь при отработке обводов оказали специалисты ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова. Особое внимание было уделено эффективности обводов на переходном режиме движения — наиболее важном при дальних путешествиях с большой нагрузкой. При буксировке полунатурной модели в бассейне в районе горба сопротивления было зафиксировано значение гидродинамического качества, равное 6,15.
Такие довольно сложные обводы удалось воспроизводить при серийном производстве благодаря применению стеклопластика (смола НПС-609-21М, армированная стеклотканью Т-11-ГВС-9). Толщина днища и транца — 4 мм (семь слоев стеклоткани), бортов — 3 мм (пять слоев). В районе ДП и килей спонсонов обшивка днища усилена двумя дополнительными слоями стеклоткани по всей длине корпуса и шестью слоями в носу — в р-не шп. 1—3; это существенная гарантия прочности при случайном наезде на препятствие или при ходе по крутой волне, частых подходах к необорудованному берегу.
Набор корпуса состоит из двух стрингеров и нескольких шпангоутов, сделанных из сосны и обформованных стеклопластиком. Между собственно корпусом и секцией внутреннего дна вклеены блоки плавучести из пенопласта ПС-4. Благодаря этому даже полностью запитая мотолодка остается на плаву (В будущем решено перейти на заполнение междудонного пространства вспенивающимся пенополиуретаном.)
Соединение секций корпуса и палубы-рубки выполнено на фланцах при помощи 55 болтов; снаружи оно закрыто полиэтиленовым профилем, а изнутри для полной герметизации заклеено тремя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем.
Рубка-убежище, расположенная в носовой половине, рассчитана на кратковременное пребывание трех-четырех человек. Пассажиры располагаются на продольных рундуках-диванах, имеющих мягкие подушки и спинки. Рубка не только защищает экипаж от холодного ветра и дождя, но и предоставляет возможность удобного ночлега. Для этого надо закрыть центральный проход мягкими подушками — получится сплошное спальное место, на котором свободно могут разместиться три человека.
Всевозможные мелочи удобно хранить в бортовых нишах, закрываемых спинками диванов. Для хранения походного снаряжения имеются четыре вместительных багажника; два из них расположены в каюте.
Кормовую часть «Ладоги-2» занимает открытый кокпит. По левому борту в нем расположено место водителя. От встречного ветра его закрывает невысокое ветровое стекло, установленное на крыше рубки. Колесо рулевого управления смонтировано на небольшой полупереборке; на борту под левой рукой водителе расположены рукоятки дистанционного управления реверсом и газом двух моторов (два комплекта МДУ).
На кормовом мягком диване умещаются три пассажира. За откидывающимся обеденным столиком (по правому борту) может собраться вся семья.
В непогоду кокпит закрывается складным тентом.
Багажник под кормовым сиденьем можно использовать не только для размещения походного снаряжения и запасов топлива, но и хранения подвесных моторов на стоянке.
Транец мотолодки с самоотливным рецессом рассчитан на установку двух подвесных моторов суммарной мощностью 60 л. с.
Конструкторы «Ладоги-2» позаботились об улучшенном качестве отделки новой модели. В первом варианте все внутренние поверхности оклеены имеющим нарядный внешний вид звуко- и теплоизоляционным материалом — пенопленом.
При отделке по второму варианту впервые в малом судостроении применен способ напыления ворса в электростатическом поле, разработанный совместно с Ленинградским текстильным институтом. Получающееся прочное покрытие ярких оттенков создает ощущение уюта, хорошо моется.
Полированная поверхность декоративного покрытия белого, синего, красного, зеленого цветов и оттенков придает судну привлекательный вид. Добавим, что лаконичный и выразительный архитектурный облик «Ладоги-2» как семейного прогулочно-туристского судна помогли найти профессиональные дизайнеры-судостроители.
Впервые познакомиться с «Ладогой-2» любители могли прошлой весной в Москве — на оптовой ярмарке. Через месяц можно было увидеть ее в действии — в тяжелых условиях гонок на ежегодных соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты». «Ладога-2» сумела завоевать 1-е место среди экспериментальных судов своего класса. 10-мильную гонку ее экипаж закончил с высоким результатом для сравнительно тяжелого каютного судна: средняя скорость составила 45,12 км/ч.
С хорошей стороны показало себя судно и на морской волне: идет мягко — без резких жестких ударов, не забрызгивается. На «Ладоге-2» разрешено выходить в плавание при волне высотой до 0,75 м.
На высокие скоростные и мореходные качества новой модели, а также на легкий выход лодки на глиссирование и устойчивость ее на курсе обратили внимание и члены межведомственной комиссии, дававшие прошлой осенью «добро» на запуск «Ладоги-2» в серию. Новая модель понравилась работникам рыбоохраны и навигационно-технической инспекции, которым нередко приходится выходить на патрулирование в плохую погоду. Отметим попутно, что членами комиссии были высказаны претензии в адрес моторостроителей, до сих пор не наладивших выпуск подвесных моторов с длинным дейдвудом: из-за отсутствия таких моторов приходится занижать высоту транца, существенно уменьшая безопасность судна. (Оптимальным для «Ладоги-2» вариантом была бы установка двигателя с колонкой!) По рекомендации комиссии в чертежи лодки были внесены некоторые усовершенствования для повышения безопасности работы экипажа: например, сделан носовой релинг на палубе, более удобным стал леер по краям рубки, добавлена ручка на ней для пассажиров, находящихся в кокпите, и т. п.
«Ладога-2» комплектуется рулевым устройством, дистанционным управлением реверсом и газом двух подвесных моторов любой марки (два комплекта МДУ), тентом, мягкими подушками, веслом-гребком, спасательным линем, флагом-отмашкой, черпаком, ремонтной аптечкой.
В течение этого года торговая сеть получит первую партию новых мотолодок (около 30 шт.), выпускаемых параллельно со старой моделью.
Цена новой мотолодки — 1800 руб.
Будем благодарны любителям за отзывы.