Основные данные
Длина наибольшая, м | 4,22 |
Ширина на миделе, м | 1,60 |
Высота борта, м: | |
в носу | 0,70 |
в корме | 0,55 |
Вес корпуса, кг | 160 |
Я просмотрел все вышедшие номера «Катеров и яхт» и некоторую литературу по постройке малых судов в поисках подходящего проекта. В конце концов остановился на тримаране как наиболее мореходном варианте мотолодки, но поскольку размеры «Каймана» для наших условий маловаты, а других чертежей я не нашел, пришлось разрабатывать проект самостоятельно с самого начала. Правда, не только когда я составлял теоретический чертеж, но даже и тогда, когда уже кончал отделывать корпус, меня не оставляли сомнения: как-то поведет себя моя лодка на волнах. Ведь ни одного тримарана на ходу я никогда не вплел.
«Норд» был спущен на воду только в середине августа. Походить на нем как следует мы еще не успели, но все сомнения мои рассеялись, поскольку уже дважды «Норд» попадал в бурную погоду. На волне выше метра ведет он себя хорошо. Забрызгивание незначительное, да и то в основном при ходе вдоль волны. Всхожесть на волну хорошая, нос не зарывается на ходу ни за волной, ни против волны.
Даже когда втроем мы садимся на один борт, до опрокидывания лодки еще далеко.
Скуловые скосы, сделанные по рекомендациям №13 сборника, позволили улучшить управляемость лодки. Диаметр циркуляции приближается к длине корпуса, причем крен незначительный. В то же время лодка устойчива на курсе.
Проектируя «Норд», я рассчитывал на подвесной мотор «Привет», однако его и по сию пору в продаже нет. Обидно, что наша промышленность так долго раскачивается, осваивая хороший многообещающий мотор! Пока, б ожидании «Привета» или «Вихря-30», хожу под «Москвой». Скорость с двумя человеками на борту где-то в пределах 25—30 км/час. На глиссирование лодка выходит легко.
Кокпит длиной 2,1 м получился хорошо защищенным от брызг и просторным. На ночлег в нем свободно устраиваются три человека. В нос от шп. 3 — вместительный багажник и герметичный воздушный отсек; в корме между шп. 8 и транцем — также выгорожен воздушный ящик.
Обшивка лодки выполнена из фанеры ФСФ толщиной 4 мм, оклеенной слоем стеклоткани па эпоксидной смоле. При этом в наиболее ответственных местах — по вершине тоннелей я не только усилил стрингера фанерной полосой, но и положил дополнительно три слоя стеклоткани. Форштевни выклеены из сосновых планок 5X60. Сечения: килей 35X75, стрингеров на тоннелях 30X35, скулового стрингера и привального бруса 20X40, остальных стрингеров 20X25. Все шпангоутные рамки собраны из планок 22Х50. Весь набор изготовлен из сосны.
От редакции
Недостатком «Норда» является то, что боковые кили опущены слишком низко — даже ниже среднего киля. Не исключено подсасывание воздуха гребным винтом — днище в корме абсолютно плоское, а своды расположены слишком близко. Следует увеличить в корме килеватость до 5—7 0 и обеспечить свободный выход воздуха к скулам. Не помешало бы увеличение килеватости и в средней части корпуса, смягчающее ход на волне. По линии скулы Ск рекомендуется поставить брызгоотбойники.