Лодки наиболее ходового размера (длиной 7—8 м) обладают большой вместимостью: на прогулку на них выходят по 7—8 человек; в носовой части оборудуется небольшая закрытая каюта для размещения снаряжения, а в случае необходимости и для ночлега двух-трех человек.
Саратовские лодки такого типа признаны не только волжскими любителями-судостроителями — они приняты к промышленному изготовлению и выпускаются в течение ряда лет без существенных изменений предприятиями бассейновых управлений пути Министерства речного флота. Применяются они для обслуживания изыскательских партий и проведения обстановочных работ на реках.
Один из вариантов саратовской «Волжанки» заводского выпуска со сварным стальным корпусом и описывается в настоящей статье.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 7,97 |
Ширина наибольшая, м | 1,67 |
Высота борта расчетная на миделе, м | 0,63 |
Осадка средняя, м | 0.34 |
Водоизмещение в грузу, м3 | 1.26 |
Вес судна, кг | 760 |
Коэффициенты полноты: | δ=0,465; α=0,670; β=0,809 |
Скорость с двигателем 13,5 л. с., км/час | 14 |
Максимальная пассажировместимость — восемь человек. Корпус по длине разделен переборками на шесть отсеков: форпик (0,93 м длиной), каюту (1,55 м), пассажирский кокпит (1,45 м), моторный отсек (0,74 м), грузовой трюм (1,32 м) и ахтерпик (0,39 м). По бортам под сиденьями каюты и кокпита размещены встроенные воздушные ящики, обеспечивающие непотопляемость в аварийных случаях, даже если лодка окажется полностью затопленной.
Корпус сварной. Обшивка и переборки корпуса, палуба и комингсы рубки выполнены из стальных листов толщиной 2 мм (крыша рубки — деревянная). Шпангоуты согнуты из полосы 6X36 и поставлены через 290 и 310 мм. Киль — из полосы 7x80; внутренний привальный брус, соединяющий верхние концы шпангоутов, — из трубы; кроме того, кромка борда подкреплена деревянным привальным брусом 35X80. В носу обшивка сваривается с форштевнем, изогнутым из угольника 5X45X45.
Двигатель «СМ-557Л» установлен на амортизаторах; выхлопной трубопровод крепится к борту при помощи эластичной дюритовой муфты, моторный отсек имеет звуковую изоляцию. Все это значительно снижает шум и вибрацию от работающего двигателя.
Благодаря большим размерам кокпита и грузового трюма «Волжанка» очень удобна и для хозяйственных перевозок.
В заключение добавлю, что одна из таких лодок под названием «Юлия» вот уже несколько лет успешно плавает па Волге (в основном в районе Кинешма — Васильсурск) с частыми выходами в Горьковское .море. При плавании на сравнительно большой волне — выше 0,5 м выявилась необходимость сделать два дополнения. Во-первых, в р-не 8—9 шп. пришлось поставить боковые кницы — брызгоотбойники (комингсы в продолжение стенок рубки) для защиты от брызг. Во-вторых, в корме на высоте верхней кромки гребного винта к корпусу был приварен горизонтальный лист (общей шириной 800 мм) для предотвращения подсоса воздуха винтом при ходе на волне и уменьшения ходового дифферента.