Рамки шпангоутов и отдельные секции обшивки я собирал зимой у себя в комнате, окончательная сборка корпуса производилась весной в сарае и на дворе. Продольные швы по обшивке сделаны внакрой (ширина перекроя 25 мм), поперечные — встык на установленных изнутри корпуса стыковых планках. Швы двухрядные; шаг заклепок 30 и 40 мм, диаметр 4 и 3,5 мм. В качестве герметика использована лента лейкопластыря, смазанная масляной краской с неприлипающей стороны.
Основные данные мотолодок
I вариант | II вариант | |
Длина наибольшая, м | 2,9 | 2,5 |
Ширина наибольшая, м | 1,2 | 1,20 |
Угол килеватости на транце, град | 2° | 4,5° |
Инструмент для клепки изготовил своими силами. Делается это так: покупной бородок (14 коп.) отжигается, укорачивается до необходимого диаметра, засверливается луночка под головку заклепки и готовая обжимка, вновь закаливается в соляной ванне.
Всего я спроектировал и построил девять разных лодок, но эти две — самые удачные. Та, которую в дальнейшем я буду называть первым вариантом, испытывалась еще в прошлую навигацию, и могу сказать, что ходить на ней в одиночку — большое удовольствие. Условий для точного замера скорости не было, но я считаю, что с «Москвой» и двумя пассажирами получалось никак не меньше 25—26 км/час, а с одним — около 35,
Размерения обеих лодок выбраны с учетом возможности транспортировки на багажнике легковой машины. Второй вариант несколько меньше, имеет закругленную скулу и чуть большую килеватость. На первом установлены кормовые були и сделан выступ днища за транец на 150 мм.
Оба корпуса имеют глиссирующие обводы и проектировались под моторы мощностью 8—12 л. с., но лодку первого варианта можно использовать и под «Вихрем» или «Нептуном» в качестве лыжного буксировщика (при этом в лодке остается только один водитель; его место переносится на 0,5 м вперед с переходом на дистанционное управление). На втором варианте для плавания в переходном режиме можно применять моторы малой мощности «Прибой» и «Стрелу»; это — типичная легкая мотолодка для рыбака или охотника — автомобилиста.
Для обеспечения непотопляемости в корпусе второго варианта, закреплены листы пенопласта 900X650X100 (два в носу и один в корме). В первом варианте мелкие куски пенопласта заложены в булщ кроме того, из пенопласта вырезана банкетка 400X200X250 для пассажира — сиденье для гребли.
Теперь Самые краткие сведения о конструкции дюралевого клепаного корпуса. Шпангоутов в первом варианте семь, во втором — пять; уменьшение их числа оправдано большим количеством стыковых планок на обшивке. И шпангоуты и киль изготовлены из сдвоенных угольников, бортовой стрингер — из одинарного. Привальный брус представляет собой дюймовую доску, уложенную горизонтально на фланцы бимсовых книц. Палуба фанерная, оклеенная мадаполамом на эмалите (ацетон и отмытая фото и кинопленка).
Сборка корпуса производилась в положении вниз килем на жесткой стапельной раме из 40-миллиметровых досок, причем под каждый шпангоут были установлены вырезанные точно по плазу кильблоки из дюймовых досок.
Транец подкреплен старнкницей — сдвоенной (фланцы к бортам) кницей на киле и двумя деревянными стойками 360X10X30, на которые ложатся подмоторная пластина 400X400 с пазами под винты струбцины и верхний обделочный угольник. Снаружи на транец накладывается «фартук» под струбцины — пластина из 6-миллиметровой фанеры и крепятся две ручки для переноски лодки. На лодке первого варианта надо подкрепить выступ днищевой обшивки за транцем: проще всего это сделать, поставив две наклонные стойки по сторонам выреза в обшивке для прохода дейдвуда мотора.
Слань из решетчатых деревянных щитов; банки — деревянные (их положение лучше всего уточнить при испытаниях лодки, добиваясь наиболее выгодной центровки).
Остается подчеркнуть, что общая стоимость всех покупных материалов на одну лодку, включая липкий пластырь, ткань и две банки краски составила всего 45 руб.