При подвеске мотора на корме байдарки, каркас которой обтянут прорезиненной тканью необходимо прежде всего подумать, каким образом укрепить на корме деревянный транец, способный выдержать вес мотора, силу упора винта (в том числе и при повороте), нагрузки от ударов дейдвуда о какие-либо препятствия или дно. Единственно правильное, на наш взгляд, решение — сконструировать раму облегченного типа, укладываемую поверх брезентовой деки без лишнего нарушения ее герметичности и надежно прикрепляемую к двум край ним шпангоутам и верху ахтерштевня. Речь идет о байдарке «Луч», но описываемую конструкцию почти без изменений можно применить и на любых других 2—3-местных байдарках.
Рама из двух дуралюминовых трубок внутренним диаметром 30 мм крепится к наружным углам шпангоутов. Чтобы не ослаблять рабочее сечение шпангоутов и самих трубок болты необходимо подобрать диаметром не более 5 мм.
На концы трубок надеваются металлические кронштейны для крепления деревянного транца. Для уменьшения веса в них насверлены отверстия в шахматном порядке 6-миллиметровым сверлом. Все металлические детали надо обязательно оцинковать, чтобы сделать их стойкими против ржавления.
Транец изготовляется из более или менее твердого дерева — ореха, бука, дуба. Можно изготовить его и из сосны, но тогда надо будет усилить транец двумя металлическими нагелями от продольного скалывания (нагели изготовить из стальной катанки диаметром 4—5 мм и установить ближе к краям транца).
Во время групповых туристских походов бывают случаи, когда приходится брать на буксир другую байдарку. Поэтому на концы дюралевых трубок наденьте проволочные кольца, к которым привязываются раздвоенные концы буксирного шнура. Удобнее всего пользоваться небольшими карабинчиками. При буксировке необходимо следить за тем, чтобы трос не сильно провисал и не намотался на винт.
Для дистанционного управления газом использованы два состыкованных боуденовских троса от мотоцикла. Сращивание производилось пайкой оловом концов самого троса-сердечника и концов оболочки к надетой на них соединительной муфте — латунной трубке диаметром 8 и длиной 90 мм. Румпель отсоединяется от мотора и закрепляется к левому носовому концу рамы при помощи деревянной пробки длиной 150 мм, забитой в трубу, и кронштейна с шарниром, приклепанного к концу пробки.
Управление газом производится левой рукой; правая рука должна быть всегда свободной.
Необходимо следить за тем, чтобы при регулировке газа для малых оборотов были крепче законтрены гайки на головке карбюратора, регулирующие ход золотника. В противных случаях на крутых поворотах происходит натяжение боуденовского троса с одновременным осевым вращением рубашки гибкого вала, из-за чего ослабляются гайки.
Мы решили испытать, как нам кажется, более надежное рычажное управление оборотами двигателя, как это сделано на катерах типа «Прогресс».
В случае, если заглох мотор, нет необходимости обязательно приставать к берегу, чтобы произвести подсос горючего, а потом завести мотор. Все эти «непредвиденные» случаи учтены; мы разработали приспособления, с помощью которых это можно сделать, не выходя из байдарки. Устройство для подсоса бензина представляет собой обычный боуденовский тросик с небольшой деревянной ручкой; нажатие на ручку передается на кнопку поплавковой камеры карбюратора. Для возможности заводки мотора из кокпита необходимо удлинить шнур запуска двигателя.
Для предотвращения поворотов мотора при запуске не снимайте ног с педалей (стремян) управления поворотом. Мы отказались от заводского руля, так как он мешал подвеске мотора. Поворот производится работающим мотором. Для этого к раме двигателя двумя болтами крепится коромысло с просверленными на концах отверстиями для закрепления шнуров, идущих к педалям. Для предотвращения случайных поворотов из-за возможной невнимательности рулевого на шнурах, идущих от коромысла к педалям, установлены зажимы-фиксаторы, отрегулированные на нужное усилие. Зажимы крепятся на задней планке байдарки за спиной рулевого.
О моторе «Салют» хотим сказать следующее.
Двигатель работает с шумом и большой вибрацией, но достаточно надежен. При хорошо подобранной горючей смеси не требует излишних подсосов, заводится с одного-двух рывков. Водяное охлаждение действует безотказно.
На засоренных реках или при прохождении препятствий часто приходится откидывать мотор в крайнее положение. В этих случаях из отверстия пробки бензобака вытекает горючее. Для пред охранения деки сначала мы закрыли кормовую часть байдарки хлорвиниловым фартуком, а впоследствии, сохранив фартук, приняли более решительные меры: заглушили два небольших отверстия для воздуха в пробке бензобака, а вместо винта в отверстие пробки ввернули хлорвиниловую трубочку длиной 150 мм. Эта мера полностью себя оправдала.
Желание установить подвесной мотор именно там, где он и должен помещаться на лодке, — на корме — появляется, вероятно, у каждого байдарочника, купившего «Салют». Останавливает большая сложность крепления мотора: ведь на острокормой байдарке нет жесткого транца! Однако есть смысл подумать и поработать.
Подвеска мотора на ахтерштевне имеет массу преимуществ, по сравнению с расположением этого же подвесного мотора на борту в средней части байдарки.
1. Можно изменять курс лодки поворотом мотора и, следовательно, руль будет не нужен. Это важное обстоятельство, так как при креплении подвесного мотора на борту управляемость очень плохая.
2. Устраняется заливание деки.
3. Габаритная ширина байдарки не увеличивается, легче преодолевать узкие места, продираться сквозь камыши.
4. Можно ожидать (хотя авторы об этом и не пишут), что прекращается подсос воздуха к винту по дейдвуду, поскольку мотор можно погрузить в воду значительно глубже — так, как надо для нормальной работы винта. При расположении мотора на борту приходится ставить антикавитационную пластину.
5. Мотор не мешает пользоваться веслом.
6. Меньше шума, запаха, следов горючего и масла в кокпите.
Предлагаемая бакинскими туристами К. Н. Мартиросовым и В. В. Каспаровым конструкция представляется довольно интересной, но отдельные узлы ее все таки можно сделать более простыми и удобными. Так на мой взгляд, можно обойтись без транцевой доски на раме (и без струбцин на моторе), если приварить в соответствующих местах втулки-цапфы, а мотор крепить болтом или валиком со шплинтами так же, как сейчас крепятся сами струбцины к двигателю (см. упрощенную конструкцию на эскизе). Установка резинового упора для дейдвуда также не представит сложности.
Крепление труб к шпангоутам гораздо проще осуществить шпилькой, загнутой на конце крючком (также см. упрощенный вариант); при этом не придется ослаблять шпангоуты отверстиями, отпадает и надобность в дефицитных анкерных гайках.
По-видимому, можно обойтись без поперечины рамы. А чтобы боуденовский трос не болтался, его следует прикрепить хомутиками к продольной трубе, а еще лучше — пропустить внутри трубы.
Ручку газа можно заменить более удобным устройством управления — манеткой газа (ранее применялись на мотоциклах) В этом случае практически 6удут свободными обе руки.