Не всегда и не всем удается справиться с «Салютом». Ведь по таким своим параметрам, как малый вес и габариты, а в перспективе и дешевизна мотор привлекает самые широкие круги туристов и рыболовов, для которых «Салют» часто является вообще первым мотором. Хорошо, что В. Г. Мокрушин уже имеет, очевидно, опыт обращения с моторами и смог в конце концов заставить работать новый «Салют».
А вот читателю Б. Братчикову из г. Волжска дважды пришлось посылать мотор обратно на завод и даже после возвращения оттуда он не смог его запустить. Что же говорить о массовом потребителе, если высококвалифицированные механики на заводе не могут справиться со своим детищем!
Хочется верить, что все неполадки с мотором — не более чем обычные недоработки конструкции при запуске в серию и что они будут в самом ближайшем времени устранены. Вспомним, что и «Вихрь» первого выпуска не был лишен недостатков, выявить и устранить которые удалось только после широкой проверки мотора любителями в реальных условиях. Сейчас же это наиболее надежный из выпускаемых отечественной промышленностью моторов мощностью 18—22 л. с.
Владельцы первых моторов «Салют» могут себя частично утешить тем, что их опыт послужит усовершенствованию конструкции мотора и более грамотной его эксплуатации.
Чтобы этот опыт стал достоянием самых широких масс любителей, редакция и предоставляет страницы сборника всем желающим.
Первые впечатления от «Салюта»
Начитавшись рекламных описаний, мы с товарищем с нетерпением ждали появления маломощного «Туриста» и были очень обрадованы, когда в наш город Чайковский поступило сразу 8 таких моторов. Назывались они теперь «Салют», но мы решили, что дело не в названии и помчались в магазин.
Первая неожиданность — цена 110 рублей! Реклама говорила о 65— 70 рублях. Ладно, думаем, зато качество, наверное, отличное. Пять моторов было продано в один день, в том числе и мой, № 0358—81, выпущенный 26 марта 1968 г. По воле случая моя покупка оказалась наиболее удачной, так как это единственный мотор, который эксплуатируется до сих пор! Два мотора лежат на витрине магазина и сейчас...
Расскажу по порядку о своем приобретении. При расконсервации в цилиндре обнаружил какие-то растительные волокна и грязь. Сразу же при первом запуске — резкий стук: упор пускового механизма отошел на несколько витков и задевал за маховик. В первый час работы «забренчала» крышка маховика и в дальнейшем систематически, несмотря на подтяжку, она отходит, так как крепится одной гайкой без шайбы и только тремя витками нарезки. На следующий день бачок с горючим стал стучать по верхнему кожуху, так как от вибрации отвернулся и был потерян винт крепления бака. Чтобы добраться к этому болту, пришлось снять нижний кожух, который крепится шестью почти микроскопическими винтами. Пластмассовая пробка топливного краника не обеспечивает полного перекрытия топлива. Два дня спустя лопнула трубка бензопровода, а при ее замене обнаружилась потеря еще трех болтов крепления мотора... И так все время, несмотря на то, что все доступные болты и винты подтягиваются регулярно.
Перекаленные отвертки скрошились на первых же винтах...
Первый штифт крепления винта срезался даже без удара о препятствие — при быстром увеличении оборотов. Ремонт пустяковый, если бы диаметр выколотки не оказался больше отверстия почти на 0,15 мм; точно такой же диаметр оказался и у запасного штифта! Пришлось поставить кусочек гвоздя.
При внешнем осмотре бросается в глаза грубое литье дейдвуда и редуктора. Пробки в редукторе выступают на 8—10 мм наружу; изящный, но чрезвычайно тонкий винт из алюминия гнется при малейшем прикосновении ко дну или коряге.
Всего этого вполне достаточно, чтобы испортить настроение от такой покупки.
Чтобы быть справедливым, необходимо отметить чрезвычайно легкий запуск и устойчивую работу на малых оборотах, хорошее охлаждение на всех режимах и вполне достаточную тягу. Конструкция мотора показалась мне удачной, а вот его исполнение оставляет желать много лучшего. Особенно нужно поработать над снижением вибрации и шумности на больших оборотах мотора.
После обкатки мощность и расход топлива оказались близки к указанным в инструкции. На полном газу расходуется около одного литра в час, а на малом одной заправки хватает почти на три часа. Но в инструкции не сказано, как произвести регулировку карбюратора. Советуем делать это так: отвинтить и снять крышку золотника карбюратора (см. чертеж инструкции на стр. 14, рисунок 5). Извлечь сам золотник 8, пальцем левой руки утопить пружину 6 в крышку золотника. Правой рукой переставить иглодержатель 17 по игле частичных нагрузок 16; перестановка иглодержателя вверх по игле уменьшает расход топлива, вниз — увеличивает. Нужное положение определяется при эксплуатации.
Хотя «холостого» хода мотор не имеет, но по инструкции так называется регулировка минимальных оборотов. При поджатии винта газового клапана 11 его упор поднимает золотник 8 и число оборотов возрастает. Окончательную регулировку необходимо производить на ходу при положении румпеля «малый газ» отверткой через окно в нижнем кожухе, добиваясь минимальных устойчивых оборотов двигателя по слуху.
У других моторов, приобретенных одновременно с моим, дефекты оказались еще серьезнее. В одном не работал поплавок карбюратора, а попытка вскрыть карбюратор для ремонта окончилась его поломкой, так как такая разборка инструкцией тоже не предусмотрена, хотя и необходима. Другой мотор вообще не смогли запустить, и после двух дней напрасной возни отправили на завод. В третьем во время первой же поездки сломался винт. В одном из моторов в головке цилиндра оказался болт без нарезки в гнезде большего диаметра. В общем, всего не перечислишь.
В инструкции не указано, где и как можно приобрести запчасти, а необходимость в них уже есть. Нет перечня узлов и деталей, что весьма неудобно при составлении заказа. Комплект запасных деталей необходимо пополнить хотя бы парой пружин упора, десятком шплинтов и штифтов крепления винта. Отсутствие этих копеечных деталей существенно осложняет жизнь владельцев «Салюта».
Очень хотелось бы услышать мнение руководителей завода, выпускающего «Салют», о цене мотора и его качестве. Мы уверены, что его можно производить дешевле, а главное качественнее! Пока же над нами смеются даже владельцы «Стрелы» или «Камы» — моторов с не очень хорошей репутацией, но на которых, тем не менее, можно ходить. Нам неудобно. А вам, товарищи с завода?
Отвечает главный инженер завода М. М. Томашевский
Мы получили ряд замечаний и от других покупателей, и от торгующих организаций по конструкции отдельных деталей моторов первого выпуска, их качеству и внешнему виду. Эти претензии немедленно рассматривались и принимались меры по устранению недостатков. В конструкцию мотора внесен ряд усовершенствований: улучшены механизм запуска, система газораспределения, повышена прочность струбцины и др. Около 75% деталей, в том числе картер и редуктор, переведены на литье под давлением, что значительно улучшило внешний вид мотора. Утвержден план мероприятий по дальнейшему повышению качества моторов, предусматривающий улучшение работы карбюратора, снижение вибрации, перевод на литье под давлением дейдвудной трубы, корпуса карбюратора и других деталей.
Вместе с тем получен ряд хороших отзывов о моторе, да и в письме тов. Мокрушина отмечаются легкий запуск, устойчивая работа, хорошее охлаждение, достаточная тяга, приемлемый расход топлива.
Теперь о претензиях и предложениях, содержащихся в вышеприведенном письме.
1. Задевание пускового механизма за маховик, ослабление затяжки крышки маховика, негерметнчность топливного крана, ненадежность трубки бензопровода, несоответствие диаметра выколотки отверстию под штифт, — эти недостатки устранены после первых же сигналов.
2. Ослабление винта крепления бака и выкрашивание отверток — единичные случаи; по крайней мере, до сих пор таких сигналов не поступало. Для избежания подобных явлений усилен контроль над производством.
3. С отрицательной оценкой винта согласиться нельзя, так как в результате ряда исследований и всесторонней проверки винт выбран оптимальным по прочностным и ходовым характеристикам.
4. Инструкция по эксплуатации составлена нами на основании изучения документации ряда моторов, выпускаемых нами и зарубежной промышленностью. В 1969 г. инструкция будет уточнена с учетом рекомендаций потребителей.
5. Разработан перечень запасных частей. После его утверждения запчасти начнут поступать в торговую сеть.