После публикации в 13 номере (1968 г.) статьи О. В. Гаврилова и П. Е. Трегубенко о подвесных водометных моторах многие любители воспользовались описанной конструктивной схемой (с центробежным насосом вместо гребного винта) для изготовления водометных приставок к своим моторам. Одной из таких любительских разработок и являются предлагаемые ленинградцем Н. П. Молчановым чертежи приставки к «Салюту».
Преимущества водометного мотора перед обычными очевидны: движитель практически не выступает за днище лодки, ему не страшны удары о камни и плавающие предметы, нет опасности намотать на винт рыболовные снасти, благодаря отсутствию нижней конической передачи уменьшаются шумность и вибрация мотора и т. п.
Все это делает водометные моторы незаменимыми для рыбаков и охотников, обычно забирающихся в самые мелкие речки и лесные озера.
Как и Гаврилов в своем «Гноме», Н. П. Молчанов применил наиболее простую крыльчатку с прямыми лопастями. Вследствие низкого к. п. д. подобного насоса упор, развиваемый мотором, получается ниже, чем на гребном винте. Однако эта разность может быть уменьшена специальным профилированием лопаток, которое безусловно рекомендуется выполнить при большей, чем в данном случае, мощности моторов, где и потери мощности получаются относительно больше.
Из промышленных образцов подвесных моторов с водометом, подготавливаемых к выпуску, мы можем упомянуть «Нептун-В» — модификацию винтового мотора. Особенностью его конструкции будет осевой водометный движитель с горизонтальной осью вращения, размещенный в цилиндрической насадке. В этом случае более сложная конструкция мотора (сохранена коническая передача на движитель) может быть оправдана большей эффективностью осевого водомета, по сравнению с центробежным. Вес мотора 43 кг, мощность 16 л. с.
Вероятно, и конструкторам «Салюта» стоит подумать над водометным вариантом, что, безусловно, может расширить сферу применения мотора.
Водометная приставка имеет размер по диаметру 134 мм н по высоте всего 70 мм. Замена редуктора и гребного винта на приставку занимает три-пять минут, при этом требуется отвернуть всего три винта.
Ведущий валик и трубка подачи воды для охлаждения в рубашку цилиндра остаются на месте. Водометный движитель крепится винтами в освободившиеся резьбовые отверстия. Почти все детали приставки изготовлены из дюралюминия марки Д16Т, за исключением диска, штуцера водозаборника и корпуса подшипника, которые выточены из фторопласта или винипласта.
Вращающий крыльчатку валик установлен на двух шариковых подшипниках: верхний типа 4ГПЗ-6100 ∅10X26 мм, нижний — 4ГПЗ-6027 ∅7X22 мм.
Сделать водометную приставку может каждый, кто имеет некоторый опыт работы на станках. Изготавливая корпус, диффузор и заборную решетку, необходимо обратить внимание па ряд особенностей. Корпус водомета обрабатывается из семи центровых точек, а диффузор и заборная решетка — из двух. Если нельзя достать упомянутые подшипники, то следует изменить размеры выточек в корпусе и заборной решетке под любые другие.
У штуцера, в который при сборке вставляется трубка подачи воды охлаждения ∅30 мм, необходимо подрезать с двух сторон фланец, а фланец корпуса верхнего подшипника подрезать с одной стороны по месту на корпусе. До сборки водомета надо в его корпусе изнутри поставить два винта для соединения корпуса водомета с дейдвудной трубой. Затем углубите до нужного размера отверстия под винты (лучше с потайными головками).
При сборке корпуса движителя (дет. 1) сначала устанавливается узел валика в собранном виде (дет. 5). Затем нужно вставить на место и закрепить двумя винтами водяной патрубок (дет. 9).
Корпус водомета крепится с дейдвудной трубой мотора тремя винтами — один сверху и два внутри корпуса. Головки винтов утапливаются так, чтобы они не мешали вращению крыльчатки (дет. 3). После соединения корпуса с мотором на валик крыльчатки надевается диск (дет. 8), улучшающий скольжение крыльчатки. Теперь в паз на валик ставим шпонку и надеваем крыльчатку. Ставим соответствующие шайбы и закрепляем их гайкой. Затянув гайку, проверяем плавность хода крыльчатки. Теперь можно поставить на место диффузор (дет. 2). Затем ставим заборную решетку (дет. 4) с нижним подшипником и закрепляем ее тремя винтами.
Осталось поставить носик (дет. 7). установить диафрагму (дет. 6), и можно делать запуск мотора с водометом.
Мотор с гребным винтом на полных оборотах- довольно сильно вибрирует и шумит. С водометной же приставкой вибрация даже при полном газе мало ощутима, намного уменьшается и шумность, мотор работает плавно и ритмично.
Длина мотора с приставкой на 10 см меньше, чем с винтом, что дает возможность эксплуатировать его на мелководных, засоренных водоемах. Хотя после переделки мотора скорость передвижения падает па 15—20%, для многих рыбаков этот недостаток с лихвой возмещается значительным повышением проходимости лодки.
В заключение хочу поблагодарить создателей мотора, достаточно мощного, легкого н экономичного. Мой «Салют» заводится с первой же попытки, на надежность тоже жаловаться не приходится.