Автором разработана конструкция относительно простой приставки к ПМ "Вихрь-30", представляющей собой полностью погруженный водомет. Испытания показали значительные преимущества ПМ с водометом перед обычным мотором с гребным винтом.
Значительно улучшилась приемистость. Осадка стала меньше на 125 мм (расстояние от днища до низа водомета — не более 180 мм). Ротор водомета теперь хорошо защищен от повреждений и наматывания водорослей (установлена защитная решетка).
Лодка "Крым" с мотором "Вихрь-30", оборудованным водометной приставкой, показала скорость выше, чем с традиционной "тридцаткой".
Единственным недостатком водометной приставки было то, что при резком повороте лодки появлялась большая нагрузка на рулевое колесо. Это объяснялось тем, что передняя часть корпуса движителя относительно оси поворота мотора была длиннее задней, и при повороте поток воды стремился развернуть мотор.
Автором конструкция водометной приставки была соответственно доработана и теперь предлагается для самостоятельной постройки.
В конструкции используются штатные детали "Вихря-30": шестерня переднего хода, вал-шестерня, игольчатый и упорный подшипники.
Использование шестерен от "Вихря-30" не является лучшим вариантом, так как не позволяет получить оптимальные для водомета обороты ротора; однако такое решение значительно облегчает задачу самостоятельного изготовления приставки.
Конструкция изображенной на эскизе водометной приставки особых пояснений не требует.
А вот советы по ее изготовлению и последовательности сборки не будут лишними.
Наибольшую сложность представляет изготовление корпуса движителя (дет. 4). Заготовка обечайки (дет. 43) вырезается из листовой нержавеющей стали толщиной 2 мм и сворачивается; затем к ней приваривается кольцо толщиной 5 мм. Спрямляющие лопатки (дет. 44) из нержавеющей стали толщиной 2 мм привариваются к заготовке ступицы (дет. 42). К ступице привариваются также труба диаметром ∅47 и вставки толщиной 6 мм для крепления крышки.
Спрямляющие лопатки в сборе со ступицей (дет. 44) обрабатываются по наружному диаметру 160-0.1; лопатки вставляются в обечайку (дет. 43) и привариваются. Размеры, показанные в рамке, надо обрабатывать в сборе с обечайкой.
Труба ∅47 приваривается к ступице и к обечайке герметично. Далее к обечайке подгоняется верхний обтекатель из нержавеющей стали толщиной 2.5-3 мм (дет. 33) с приваренным верхним фланцем. Приварка обтекателя к фланцу и к обечайке также должна быть герметичной.
Расточка корпуса движителя (дет. 4) и фрезеровка фланца производятся на координатно-расточном станке. Требования к точности узла таковы:
- 1. Неперпендикулярность оси отв. 42+0.05 относительно оси отв. 42 + 0.03, 68.5+0.05 не более 0.2 на длине 150.
- 2. Непараллельность плоскости В относительно оси отв. 42-68.5 не более 0.1 на длине 136.
- 3. Биение пов. 160+0.1 относительно оси отв. 42-68.5 не более 0.1.
- 4. Смещение вертикальной оси относительно горизонтальной не более 0.2.
Трубка охлаждения (дет. 34) вставляется в обтекатель, подгоняется по месту и приваривается к спрямляющей лопатке (см. дет. 4) и герметично к фланцу и пластинке-заглушке (дет. 34, а) внизу обтекателя.
Изготовление ротора (дет. 20) начинается с того, что вытачивается заготовка ступицы (дет. 41). Вал ротора (дет. 15) обрабатывается в центрах и подвергается термообработке до HRC=45-50, как и распорная втулка (дет. 9). Лопасти подгибаются на горке с шаговыми угольниками (изогнутыми по соответствующим радиусам относительно оси 0-0 выпуклостью вверх) и привариваются к заготовке ступицы. Ступица ротора и лопасти по ∅159.5 мм обрабатываются на токарном станке.
Обточка лопастей, балансировка и полировка ротора производятся способами, неоднократно описываемыми в литературе и в журнале "Катера и Яхты".
Решетка (дет. 14) присоединяется к обечайке корпуса движителя: вверх — через пластинки с вырезами по концевым пластинам решетки; внизу — болтами М6 (дет. 12). Пластинки привариваются к обечайке.
Водометная приставка не имеет заднего хода и нейтрального положения. Ротор рассчитан на максимальные обороты, поэтому при запуске на минимальных оборотах лодка практически стоит на месте. Отсутствие заднего хода не вызывает особых неудобств.
При установке мотора с приставкой на лодку необходимо, чтобы верхняя кромка обечайки корпуса движителя находилась на 15-30 мм ниже днища лодки.
Технические характеристики
Передаваемая мощность, л.с. | 30 |
Число оборотов мотора, об/мин | 5100 |
Передаточное отношение | 15/24 |
Число оборотов ротора, об/мин | 3187 |
Диаметр четырехлопастного ротора, мм | 160 |
Дисковое отношение ротора | 1.0 |
Шаг ротора, мм | 220 |
Спецификация деталей на чертежах
- 1 — крышка, ст. нерж.;
- 2 — шарикоподшипник № 204;
- 3 — шайба регулир. 20х30, ст. 45;
- 4 — корпус движителя, ст. нерж.;
- 5 — шестерня ("Вихрь-30");
- 6 — шарикоподшипник упорный № 8106;
- 7 — шайба регулиров. 42х52, ст. 45;
- 8 — подшипник игольчатый ("Вихрь-30");
- 9 — втулка распорная 20х25х30, ст. 45;
- 10 — манжета 1-1-25 ГОСТ 8752-61, 2 шт.;
- 11 — кольцо распорное, ст. 45;
- 12 — болт М8Х12, ст. нерж., 2 шт.;
- 13 — гайка М6, ст. нерж., 2 шт.;
- 14 — решетка, ст. нерж.;
- 15 — вал ротора, ст. 40Х;
- 16 — шайба разрезная, ст. 45Х;
- 17 — шплинт (проволока ∅3), ст. нерж.;
- 18 — обтекатель, ст. нерж.;
- 19 — шпонка 6х635, ст. 45;
- 20 — ротор, ст. нерж.;
- 21 и 23 — шайба специальная, ст. 45;
- 22 — шарикоподшипник упорный № 8104;
- 24 — прокладка 5=0.5; паронит;
- 25 — шпилька М8 L=40, l=20, ст. 45, 3 шт.;
- 26 — гайка М8, ст. 45, 3 шт.;
- 27 — шайба пружинная 8, 3 шт.;
- 28 — манжета 1-1-20 ГОСТ 8752-61;
- 29 — шарикоподшипник № 202;
- 30 — корпус подшипника, ст. 45;
- 31 — болт М8х20, ст. 45, 4 шт.;
- 32 — гайка М8, шайба, ст. 45, 4 шт.;
- 33 — верхний обтекатель, ст. нерж.;
- 34 — трубка ∅12, δ=1.0, ст. нерж.;
- 35 — втулка распорная, ст. 45;
- 36 — подшипник игольчатый № 4074104;
- 37 — шайба регулир. 42х32, ст. 45;
- 38 — вал-шестерня ("Вихрь-30");
- 39 — болт М8х20, ст. нерж., 4 шт.;
- 40 — шайба пружинная 8, 4 шт.;
- 41 — заготовка ступицы ротора, ст. нерж.;
- 42 — заготовка ступицы движителя, ст. нерж.;
- 43 — заготовка обечайки, ст. нерж.;
- 44 — спрямляющие лопатки в сборе, ст. нерж.