Технические характеристики водометной приставки "ВП-30А" к мотору "Вихрь"
Передаваемая мощность, л.с. | 30 |
Частота вращения двигателя, об/мин | 5100 |
Передаточное отношение | i=24/14=1.71 |
Частота вращ. ротора, об/мин | 2980 |
Диаметр четырехлопастного ротора, мм | 160 |
Шаг ротора, мм | 220 |
Дисковое отношение ротора | 1.0 |
Предлагаемая вниманию читателей водометная приставка "ВП-30А" к подвесному мотору "Вихрь-30" отличается от опубликованной в "КиЯ" №177 наличием реверса. При этом максимально используются штатные детали серийного "Вихря-30", в частности: шестерни переднего и заднего хода; вал-шестерня; вал ротора (с доработкой); муфта; рычаг реверса в сборе; тяга реверса (укороченная на 62 мм); упорный и игольчатый подшипники.
Ротор крепится разрезной шайбой. Для предотвращения проворота ротора предусмотрены два штифта; для предотвращения его смещения при заднем ходе дополнительно ставится еще один штифт.
В связи с тем, что ступица торпеды цельная, установка механизма переключения требует точного соблюдения особого порядка монтажа После установки вала ротора, вала-шестерни и регулировки зазора между зубьями шестерен переднего хода и шестерни z=14 на шлицы вала ротора надевается муфта с рычагом реверса и прикрепленной к нему на оси опорой рычага реверса (дет. 2 . Опора рычага крепится к корпусу двигателя винтом (дет. 5).
Затем на вал ротора надевается шестерня заднего хода с укороченной на 12 мм ступицей.
После этого вставляется укороченная тяга реверса, которая крепится осью (дет. 48) к рычагу реверса и шплинтуется.
На тягу надеваются уплотнительное кольцо (дет. 36) и грундбукса (дет. 35).
На вал ротора напрессовывается подшипник (дет. 46) и крепится к ступице крышка (дет. 44).
Зазор между зубьями шестерни заднего хода (дет. 47) и шестерни z=14 регулируется установкой прокладки (дет. 45).
Корпус движителя может быть изготовлен по одному из двух вариантов: литым (на эскизе дет. 1) или сварным (дет. 53).
Полости в направляющих лопатках: верхней (сеч. Г—Г, дет. 1) и нижней (сеч. Д—Д), а также обтекатель (сеч. В—В) должны быть герметичными.
Водометная приставка крепится к мотору "Вихрь-30" (дет. 26, 27, 28).
Шланг для охлаждения присоединяется к штуцеру (дет 34). Укороченная на 62 мм рессора присоединяется к валу-шестерне.
Дополнительно следует учесть следующее. Для прохода шестерни z=14, m=2.7 мм вертикального вала установленного на игольчатых роликоподшипниках № 4074104 (20x42x22), через отверстие в корпусе движителя ∅39 мм необходимо проточить шестерню z=14 на ∅39-01. При отсутствии таких роликоподшипников целесообразно установить радиально-упорные подшипники № 46104 (20x42x12), как показано на рисунке. При этом упорный подшипник № 8104 и шайбы не устанавливаются. Корпус движителя растачивается на ∅42+0.05 на проход. Втулка распорная дет. 35 (38) удлиняется до размера 84 мм.
Спецификация деталей приставки "ВП-30А"
- 1 — корпус движителя, АЛ-2;
- 2 — опора рычага реверса, Ст. 45;
- 3 — рычаг реверса в сборе ("Вихрь");
- 4 — заклепка ∅5, сталь;
- 5 — винт М8х20 по ГОСТ 1491-58, Ст. нерж.;
- 6 — кольцо ∅8х2, резина;
- 7 — шестерня переднего хода ("Вихрь");
- 8 — шарикоподшипник упорный № 8106;
- 9 — прокладка регулирующая 48х30, Ст. 45;
- 10 — роликоподшипник игольчатый № 4024104;
- 11 — шарикоподшипник радиальный № 203;
- 12 — манжета 17х35 по ГОСТ 8752-61, 2 шт.;
- 13 — кольцо ∅45х4, резина;
- 14 — штифт ∅5x28.3, 3 шт., Ст. 45;
- 15 — болт М6х12 по ГОСТ 7808-57, 2 шт., Ст. нерж.;
- 16 — гайка М6 по ГОСТ 5926-51, 2 шт., Ст. нерж.;
- 17 — решетка в сборе, Ст. нерж.;
- 18 — вал ротора ("Вихрь" с доработкой);
- 19 — обтекатель, Ст. нерж.;
- 20 — шплинт (проволока ∅2.5), Ст. нерж.;
- 21 — шайба разрезная, Ст. нерж.;
- 22 — шайба 020х30х3, Ст. 45;
- 23 — ротор, Ст. нерж.;
- 24 — вал-шестерня ("Вихрь");
- 25 — корпус подшипника, Ст. нерж.;
- 26 — шпилька М8; L=40; l=20, 3 шт., Ст. 45;
- 27 — гайка М8 высокая по ГОСТ 593051, Ст. нерж.;
- 28 — шайба пружинная 8Л65Г, 3 шт.;
- 29 — болт М8х15, 4 шт., Ст. нерж.;
- 30 — шайба пружинная, 8Л65Г, 4 шт;
- 31 — кольцо ∅30х35х7, Ст. нерж.;
- 32 — манжета 30х15х7 по ГОСТ 8752-61, 2 шт.;
- 33 — шарикоподшипник радиальный № 202;
- 34 — штуцер, Ст. нерж.;
- 35 — грундбукса, БрОС10-10;
- 36 — кольцо уплотнительное ∅7х2, резина;
- 37 — тяга реверса укороченная ("Вихрь");
- 38 — втулка распорная, Ст. 45;
- 39 — шайба специальная, Ст. 45;
- 40 — шарикоподшипник упорный № 8104;
- 41 — шайба специальная, Ст. 45;
- 42 — роликоподшипник игольчатый № 4074104;
- 43 — муфта ("Вихрь");
- 44 — крышка, Ст. нерж.;
- 45 — прокладка регулирующая ∅47х38, Ст. 45;
- 46 — шарикоподшипник радиальноупорный № 36303;
- 47 — шестерня заднего хода с доработкой ("Вихрь");
- 48 — ось ∅5х12 ("Вихрь"), Ст. 45;
- 49 — шплинт ∅2, Ст. 45;
- 50 — болт М8х20 по ГОСТ 7808-57, 4 шт., Ст. нерж.;
- 51 — корпус подшипника, Ст. 45;
- 52 — ступица ротора (заготовка), Ст. 45;
Сварной вариант
- 53 — корпус движителя, Ст. нерж.;
- 54 — ступица движителя (заготовка), Ст. нерж.;
- 55 — обечайка (заготовка), Ст. нерж.;
- 56 — грундбукса, бронза;
- 57 — штуцер, бронза.
Технологические пояснения
К чертежу дет. 53: 1. Неперпендикулярность оси отв. ∅42 относительно оси ∅48 и ∅66 не более 0.2 на длине 150. 2. Непараллельность плоскости «И» к оси ∅48 и ∅66 не более 1 на длине 140. 3. Биение пов. ∅160 относительно ∅48 и ∅66 не более 0.05. 4. Смещение оси ∅42 относительно оси ∅48 и ∅66 не более 0.2.
К чертежу дет. 52: Поверхности ∅36; ∅17; шпоночные канавки 5.2x30; 32; 8; 50 обрабатывать в сборе.
К чертежу дет. 25: Биение ∅35 и ∅30 относительно ∅42 не более 0.01.
К чертежу дет. 23: 1. Шаговые угольники изогнуть по соответствующим радиусам относительно оси О-О выпуклостью вверх. 2. Ротор полировать.