Одна из "болезней" "Салюта", с которой приходится сталкиваться практически любому владельцу мотора — попадание воды в карбюратор. Происходит это даже в тихую погоду — вода засасывается в виде брызг и мотор глохнет: Полностью исключить попадание воды позволяет специальная насадка на диффузор (рис. 1). Забор воздуха в карбюратор при этом осуществляется через "носик", открытая часть которого развернута в сторону мотора и направлена вниз. Фирма "Русские моторы" изготавливает ее из пластмассы, но в домашних условиях наверняка можно применить и другие материалы.
Информация об изображении
Рис. 2. Латунная втулка предохраняет нижнюю часть коленвала от усиленного износа
К сожалению, качество стали, из которой изготовлен коленвал, невысоко, вследствие чего его нижняя часть очень быстро изнашивается и мотор выходит из строя. Решить проблему можно при помощи дополнительной латунной втулки, надеваемой на нижнюю часть коленвала (рис. 2), которую необходимо проточить на длину 10 мм под внутренний диаметр втулки (13 мм). Втулка препятствует быстрому износу защищает коленчатый вал от коррозии и абсолютно исключает попадание воды в газоприемник.
Рис. 2. Латунная втулка предохраняет нижнюю часть коленвала от усиленного износа
На серийных "Салютах" подача воды в систему охлаждения осуществляется крыльчаткой из пластмассы. Пластмасса жесткая, и через некоторое время корпус и крышка помпы подвергаются заметному износу отчего циркуляция воды в системе нарушается, а на малых и средних оборотах вода может не подаваться вообще. Лучше заменить штатную крыльчатку на резиновую, доработав распространенную крыльчатку "Ветерка" (рис. 3). Высоту ее нужно уменьшить до 10 мм, вручную сточив на наждаке или воспользовавшись наждачным кругом. Главное — обеспечить параллельность поверхностей. Придется изготовить из латуни и втулку-переходник. При сборке узла на вал вначале надевается адаптер, потом вставляется штатный штифт, который должен немного выступать из отверстия. Последней устанавливается доработанная крыльчатка — так, чтобы выступающая часть штифта совпала с имеющимся в ее втулке шпоночным пазом. Поначалу может показаться, что крыльчатка проворачивается слишком туго, но опыт показывает, что она быстро прирабатывается, обеспечивая беспроблемную работу системы охлаждения. Прикатать крыльчатку можно и до окончательной сборки, вращая вал при помощи дрели. В корпус помпы при этом лучше добавить немного любого моторного масла. Кстати, первый вариант втулки-переходника для установки доработанной крыльчатки был изготовлен не из латуни, а из полиэтиленовой бутылочной пробки. Даже с таким адаптером помпа работала надежно.
На тихоходных водоизмещающих лодках увеличить КПД гребного винта можно при помощи кольцевой насадки, охватывающей его с небольшим зазором. В результате немного увеличивается скорость движения лодки и уменьшается зависимость частоты вращения коленвала от нагрузки, что для 2-сильного "Салюта", который на тяжелых лодках не добирает оборотов, а соответственно, и мощности, очень важно. Насадка препятствует оголению винта при волнении и сглаживает колебания частоты оборотов, обеспечивая тем самым наиболее оптимальный режим работы двигателя. Кроме того, она защищает от винта купающихся людей, а сам винт — от мелей, камней и плавающих в воде предметов.
Изготовить ее можно из нержавеющей стали толщиной 1 мм согласно приведенной развертке (рис. 4). Верхней своей частью она крепится к нижней плоскости антикавитационной плиты штатными болтами крепления редуктора. Нижней точкой крепления служит защитная "шпора" редуктора, которая заводится в паз насадки и прижимается стопорной пластиной.
Материал подготовлен техническим центром по продажам и гарантийному обслуживанию отечественных подвесных моторов ООО "Русские моторы".