Информация о том, что "Mercury" готовит к выпуску новую серию четырехтактных моторов и что они будут чем-то принципиально отличаться от своих собратьев, появилась еще несколько лет назад. Но любые попытки узнать хоть что-нибудь натыкались на стену информационного молчания, умело создаваемую топ-менеджерами фирмы. Все терялись в догадках. Интрига при этом только нарастала. Было очевидно, что компания, занимающая передовую позицию в области подвесных лодочных моторов, явно готова потрясти всех.
К этому моменту в ее моторах уже использовалось солидное количество технических разработок, без которых теперь трудно представить современный "морской" двигатель. Достаточно напомнить о резиновой крыльчатке водяной помпы, обратном клапане механизма гидроподъема, позволяющего двигателю откидываться при наезде на подводное препятствие. Наконец, надо вспомнить революционные технологии, примененные в двигателях системы "OptiMax": прямой впрыск частично приготовленной топливной смеси в цилиндры с продувкой камеры сгорания чистым воздухом в комплекте с точечной распределенной смазкой и блоком управления, следящим за всеми этими процессами. Потрясающе! Ничего подобного у конкурентов до сих пор нет (тем, кто сомневается, следует глубже разобраться в принципе работы данных двигателей). И хотя моторы "OptiMax" из числа двухтактников, я бы выделил их в отдельную группу.
Относительно четырехтактного "Verado" моей фантазии просто не хватало, пришлось терпеливо ждать. Думаю, понятно, какое волнение я испытал, узнав, что темой очередной конференции, проводимой "Mercury", будут эти моторы. Пропустить такое было нельзя, и, следовательно, надо было собираться во Флориду. Мой коллега, вернувшийся к тому моменту с бот-шоу в Майами, где прошла презентация "Verado", привез море впечатлений от увиденного и несколько фотографий. Кроме того, ему удалось попробовать мотор в работе. И все это, конечно, только разогревало мое любопытство.
Прилетев в Штаты и пообщавшись с другими участниками конференции, я понял, что совсем не одинок в своих ощущениях. А организаторы позаботились о том, чтобы представить свое детище во всей красе, но без излишней помпезности. Во взглядах американских коллег читалась гордость за марку. И, надо сказать, им было чем гордиться.
Увидев воочию "Verado", мы поняли, что нет предела совершенству. Двигатель, на создание которого потребовались сотни миллионов долларов и тысячи часов рабочих испытаний, доводки, не выглядел громоздким, что было бы вполне естественным для такого мощного четырехтактника. Более того, за счет рядной компоновки блока цилиндров он оказался довольно узким. Это очень серьезное преимущество при многомоторной установке или ограниченных монтажных габаритах. Совершенно необычен силуэт пластикового капота, состоящего из двух несимметричных частей. Снимая верхнюю часть, вы получаете свободный доступ со стороны лодки к узлам, требующим регламентного контроля, обслуживания и замены. Нижняя половина также легко демонтируется, открывая элементы двигателя. Эти нехитрые манипуляции и были выполнены.
Ну что сказать? Увиденное, безусловно, впечатляло. Народ на конференции собрался технически подкованный, но и при таком раскладе потребовалось некоторое время, чтобы понять что есть что, разобраться в переплетении трубок и проводов, а ряд элементов, их назначение и принцип работы требовали комментариев.
После того как мы удовлетворили первое любопытство, представители завода продемонстрировали нам всевозможные графики и диаграммы, иллюстрирующие конструкцию, технические параметры (табл. 1) и возможности "Verado". Постараюсь объяснить характер некоторых кривых как можно доходчивее.
Внешняя характеристика (рис. 1) выглядела довольно непривычно. Вместо плавного увеличения до пикового значения кривой мощности (в диапазоне рабочих оборотов) и последующего падения она начинала подниматься при гораздо меньших значениях оборотов двигателя, причем значительно круче обычного и, достигнув номинального значения, оставалась почти постоянной, т. е. очень медленно продолжала расти с увеличением оборотов. Причем выход на номинальную мощность происходил при меньших оборотах двигателя.
Кривая крутящего момента (рис. 2) практически копировала подобную характеристику аналогичного по мощности двигателя конкурента, но проходила на четверть выше и не имела провалов во всем диапазоне оборотов.
Показатель, определяющий энерговооруженность, оказался у "Verado 275" лучшим из всех четырехтактных моторов других фирм.
Достаточно интересно выглядели диаграммы испытаний "Verado" мощностью 225 и 250 л.с. и аналогичных моторов других фирм на скорость и ускорение: 225-й мотор был значительно лучше ближайших конкурентов, 250-й мотор не имел столь существенного отрыва, но все равно превосходил остальные в своем классе.
Все это хотелось проверить на практике, и такая возможность представилась. У причала нас ждали инструктор и 7-метровая лодка для рыбной ловли "Тритон" c 250-м "Verado". Надевая спасательные жилеты всего в метре от мотора, мы не заметили, что он уже работает, и поняли только, когда уселись в лодку и увидели струйку воды, вытекавшую из контрольного отверстия системы охлаждения. Полностью отсутствовала и вибрация, обычная даже для хорошо отрегулированных двигателей.
Сильный ветер и небольшая волна несколько смущали, тем не менее это не помешало, как говорится, "оторваться по полной". На полном газу, работая триммером, мы разогнали лодку до 64 миль/ч, и чувствовалось, что это еще не предел. Мотор здорово подхватывал на всех режимах, хотя после 4000 об/мин это удавалось ему особенно лихо. Динамика двухтактника у четырехтактного двигателя! Это впечатляло. Надо добавить, что разговаривать на ходу можно было бы, практически не повышая голоса, если бы не встречный ветер. Двигатель и на максимальных оборотах работал значительно тише, чем любой из тех, с которыми доводилось общаться до этого. Лодка вела себя очень послушно, мгновенно реагируя на малейшее движение руля или рукоятки "газ-реверс". Никакого дискомфорта не ощущалось. Такая чувствительность рулевой системы на ходу меня просто поразила, поскольку, вращая руль этой лодки на берегу, я насчитал четыре полных оборота от одного крайнего положения двигателя до другого. При движении же вполне достаточно поворота рулевого колеса градусов на 45 на каждый борт, чтобы маневрировать без каких-либо проблем (люфта в рулевой системе нет совсем). Впоследствии, когда мы детально разбирали конструкцию и принцип работы подвески "Verado", все встало на свои места.
У многих читателей может возникнуть вопрос: "Какое отношение имеет рулевое управление собственно к конструкции двигателя?" В данном случае прямое. Все двигатели "Verado" изначально оснащены встроенной электро-гидравлической системой рулевого управления и системой бестросового управления переключением газа и реверса (система DTS). Электроника отслеживает малейшее изменение положения ручки управления и подает команды силовым приводам, установленным на двигателе — отдельно на газ и на реверс. DTS является составной частью SmartCraft — семейства цифровых приборов, позволяющих не только выводить на экран определенные параметры двигателя и информировать о возникающих в нем неисправностях, но и выполнять некие расчетные функции относительно пути, расхода топлива, времени, оповещать о критической глубине и т. д. Конечно, и "Verado" доступны все эти функции. Что же касается рулевой системы, то и техническая информация, и собственные наблюдения сводятся к одному — усилия на руле практически не чувствуется, причем независимо от типа лодки и количества установленных моторов, а люфты, которые обязательно есть в тросовом рулевом управлении (даже при наличии гидроусилителя), здесь отсутствуют. Есть еще одна особенность рулевого управления, правда, касающаяся именно многомоторной установки: при работе триммером и откидывании двигателя в крайнее верхнее положение элементы конструкции, отвечающие за повороты мотора вправо-влево, остаются неподвижными. Иными словами, не надо опасаться перекоса и скручивания тяги, соединяющей несколько моторов между собой. Естественно, значительно упрощаются и работы по монтажу и регулировкам.
Конструкция самой подвески двигателя — это то, что поразило меня больше всего. Двигатель крепится к ней в четырех точках, расположенных вокруг центра тяжести. За счет этого происходит значительное снижение (до 50%) нежелательных вибраций, передаваемых на корпус лодки. В живую это выглядит очень непривычно, ну а по поводу управляемости все уже сказано.
Получив на воде изрядную дозу адреналина, мы перешли к детальному знакомству с устройством двигателя. Итак, мотор представляет собой рядную шестерку с электронным впрыском топлива, двумя распредвалами и четырьмя клапанами на каждый цилиндр. Концепция данного блока разработана подобно ряду автомобильных двигателей с компьютерной оптимизацией по весу и равномерности температурного режима. Но отмечу отдельно, данный блок — собственная разработка "Mercury".
Поршни имеют специальные отверстия для циркуляции через них масла. Это позволяет, с одной стороны, отводить тепло, избегая излишнего нагревания поршня при высоких нагрузках, с другой стороны (работа при низких температурах) — быстрее нагревать масло и выводить двигатель на рабочий режим.
В двигателе осуществляется постоянный контроль температуры масла во избежание образования конденсата и одновременно поддержания масла в наилучшем рабочем состоянии.
Воздух в камеры сгорания подается нагнетателем воздуха и клапаном, который управляется электронным блоком в зависимости от режима работы двигателя. Это позволяет получить при блоке объемом 2.6 л мощность, которую до этого снимали только с объема в 3.0 л. При этом динамика разгона "Verado" вполне сопоставима с динамикой двухтактных двигателей.
Практически бесшумная работа мотора стала возможна благодаря специально настроенному резонатору, установленному на впуске системы подачи воздуха, а также настройке системы выхлопа и особой конструкции верхней части капота.
Еще одна особенность: в топливной магистрали отсутствует подкачивающая груша, а в сепараторе — запирающий игольчатый клапан.
Система гидроподъема двигателя имеет два режима: "Trim" (плавная регулировка дифферента от -6 до -14°) и "Tilt" (быстрая откидка от -6 до 67°). Крайние положения программируются при помощи SmartCraft в зависимости от конструктивных особенностей лодки.
Все каналы системы охлаждения двигателя покрыты специальным составом, обеспечивающим длительную надежную работу в соленой воде. Фотографии, подтверждающие это, были вполне убедительны.
Редуктор "Verado" — фактически доработанный редуктор 3-литрового "Mercury", правда, все элементы внутренней начинки значительно усилены. И еще одно: корпус редуктора имеет двойной водозабор для повышения надежности работы системы охлаждения.
Возможно, что-то я и упустил, но, по-моему, и этого уже вполне достаточно, чтобы понять: "Verado" — принципиально новый стандарт в мире подвесных двигателей. Очень не хотелось бы, чтобы данная публикация воспринималась кем-то как некая рекламная акция, надеюсь, как только у читателей будет возможность все проверить самостоятельно, подобные подозрения отпадут.
Дмитрий Семенов, сервис-менеджер ЗАО "Меркурий НИИ ТМ"
P. S. Когда мы улетали с конференции домой, уже в аэропорту нам на глаза попался известный многим журнал "Boating" со статьей про "Verado". В ней были приведены результаты тестирования катера "Boston Whaler 270 Outrage" с двойной установкой "Verado 250". Результаты теста приведены в табл. 2, может быть, кого-то они заинтересуют. Обратите внимание: здесь указан суммарный расход топлива сразу двух моторов.