Ни для кого не секрет, что в этом сезоне в продажу поступят новые четырехцилиндровые моторы "Verado" мощностью 135, 150, 175 л.с., обладающие всеми системами прежних 2.6-литровых шестицилиндровых моторов (рабочий объем 135-, 150- и 175-сильных моторов составляет 1.7 л). Фирма "Mercury", воодушевленная прошлогодними успехами, решила занять все стратегические позиции на рынке, выжив из них конкурентов. Основным принципиальным отличием "Verado" от привычных нам моторов является наличие компрессора с промежуточным охлаждением, который и определяет многие его характеристики.
Действительно, какой смысл ждать милости от удачи, проще быстро занять важные позиции и уже потом наслаждаться успехом. Видимо, так думает менеджмент одной из самых уважаемых компаний, производящей подвесные (и не только) моторы. С рынком все более или менее понятно. А что с самими моторами, почему вокруг них сегодня возник довольно большой ажиотаж и что же в них все-таки особенного?
Особенностей у "Verado" на деле очень много. В некотором смысле эти моторы уникальны как по конструкции, так и по технологиям, которые применяются при их производстве.
Однако сегодня поговорим о подаче воздуха. Во-первых, на этих подвесных моторах, выпускаемых серийно для рядового покупателя, впервые установлены Supercharger, т. е. воздушные нагнетатели. Но, говоря о нем, нельзя не сказать и о его соседях — механизме промежуточного охлаждения воздуха и электронном контроле давления в самой системе подачи воздуха. Как видим, производитель не только решил увеличить возможности силового агрегата за счет сжатия воздуха во впускном тракте, но и, учтя чисто автомобильные проблемы, сразу же попытался исключить возможность повышения температуры и нестабильность давления. Из автомобильной практики хорошо известно, что путем подачи воздуха под давлением можно значительно увеличить мощность силового агрегата. К примеру, если мощность хорошо известного двигателя "VW", устанавливаемого ранее на популярный у нас "Passat" четвертого поколения объемом 1.8 л и мощностью 125 л.с. (или менее, в зависимости от модификации), то тот же мотор (с некоторыми изменениями), но оснащенный турбонагнетателем, без проблем выдает 150 л.с. Эффект налицо. "Verado" изначально оснащается нагнетателем воздуха.
Однако вернемся к автомобильным моторам. Так же ни для кого не секрет, что применение турбонагнетателя связано с достаточно большим количеством проблем, которые необходимо решать, чтобы двигатель работал стабильно и имел как можно больший ресурс. Для этого на моторах с турбинами, как правило, снижается степень сжатия и устанавливается система охлаждения воздуха. Про степень сжатия долго рассуждать не будем, в противном случае придется писать на эту тему роман, а вот про воздух пару слов сказать придется.
Дело в том, что еще в стародавние времена конструкторы моторов на практике убедились: если подавать горячий воздух через впускной тракт бензинового атмосферного двигателя, то последний теряет мощность в основном из-за нехватки кислорода (то же самое происходит на большой высоте в горах). Еще из школьных учебников по физике каждый узнал, что при нагревании газы расширяются. Таким образом, в одном и том же объеме газа, но при разной температуре будет содержаться разное количество кислорода. Чем выше температура, тем меньше процентное содержание кислорода в определенном объеме и, наоборот, чем ниже температура, тем больше содержание кислорода.
Оснащение мотора турбиной (не компрессором) подразумевает, что атмосферный воздух, поступающий в систему извне, уже имеет какую-то определенную температуру, а проходя через механизм турбины, получающей основной импульс за счет работы выхлопных газов, дополнительно нагревается. В итоге увеличение температуры подаваемого в камеру сгорания воздуха приводит к уменьшению процентного содержания кислорода, который теоретически мог бы попадать туда, куда ему надо. Для того чтобы двигатель работал и не страдал от недостатка кислорода, необходимо его охлаждать (т. е. уменьшать объем), прежде чем отправить в камеру сгорания. Для этого на многие моторы с турбонагнетателем устанавливают промежуточные охладители.
На "Verado" стоит компрессор, приводимый ремнем, и воздух не сталкивается с «разгоряченными» деталями системы выпуска, однако из-за компактности мотора впускная система имеет свой нагрев, хоть и небольшой. По этой причине (и не только по ней) его все же стоит охладить, чтобы увеличить количество кислорода, поступающего в двигатель. Но на этом проблемы с воздухом не заканчиваются. Для работы впрысковых систем подвесных моторов, так же как и автомобилей, приходится определять объем воздуха, поступающего во впускной тракт.
Систем впрыска автомобильных моторов немало, и почти все они "считают" объем входящего воздуха, для того чтобы бодро "отрапортовать" центральному процессору. Разработчикам этого показалось мало, и они решили, что система забора воздуха должна постоянно отслеживать давление во впускном тракте, так как переизбыток воздуха для стабильности и ресурса мотора может оказаться лишним. В итоге моторы "Verado", как четырех-, так и шестицилиндровые, имеют одну из самых совершенных на сегодняшний день систему подачи воздуха.
Перейдем к "железу". Если обратить внимание на поршневую группу, то сразу же в глаза бросается то, что диаметр цилиндра и ход поршня одинаковы — 82 мм. Те, кто хотя бы немного интересовались моторами, хорошо знают, что так называемый «квадрат» (т. е. равные значения диаметра цилиндра и хода поршня, если нарисовать все это дело в профиль, образуют квадрат) идеален с точки зрения теории моторостроения, но в силу разного рода причин используется крайне редко.
По всей видимости, конструкторы "Verado" решили, что приближение к теоретическому идеалу целесообразно.
Установка впрыска, управляемого электроникой, индивидуальны для каждой форсунки, наверное, не нуждается в комментариях.
Вот вкратце и все, что можно сказать об общих технических составляющих "Verado". Однако мощность надо обуздывать, и, чем это проще делать, тем заметнее труд инженеров. На все моторы серии "Verado" устанавливается системами управления газа/реверса "SmartCraft Digital Throttle & Shift", которая обходится без привычных тросов и полностью подчинена электронике. Благодаря этой системе можно очень точно и легко дозировать количество оборотов двигателя в различных условиях. Причина в том, что сигнал с "ручки газа" передается в систему впрыска без посредников, а значит, и разного рода потерь. Рулевое управление базируется также на электрогидравлическом механизме, который, в свою очередь, исключает такое явление, как увод с траектории. Одним словом, самые новые технологии, использованные при постройке двигателей "Verado", подкрепляются современными технологиями управления подвесными моторами.
Новые моторы, которые "Mercury" позиционирует как отдельную группу, уже стали появляться и у нас. В этом году в рамках MIBS на стенде дистибьютора "Mercury" — компании "AquaDrive" прошла официальная презентация "Verado".