Конечно, угол откидки этот прибор показывает довольно условно, но его точности вполне хватает не только для повседневной эксплуатации — например, его активно используют спортсмены во время марафонской кольцевой гонки "24 часа Санкт-Петербурга", в ходе которой кнопки триммера являются едва ли не более важным органом управления, чем рукоятка дросселя.
Информация об изображении
Рис. 1. Наиболее распространенная на японских моторах конструкция триммерного датчика
Устроен он довольно просто: датчик, укрепленный на неподвижной части подвески мотора, представляет собой обыкновенный реостат или потенциометр, а стрелочный указатель — это оформленный соответствующим образом амперметр или вольтметр. В общем, принцип примерно тот же, что у автомобильного или лодочного индикатора уровня топлива. Валик, посредством которого ползунок перемещается по сопротивлению, тем или иным образом связан с "ногой" мотора. На большей части импортных подвесников средней мощности датчик установлен внутри кронштейна, которым мотор крепится к лодке, а его подпружиненный "флажок" упирается в подвижную деталь подвески, поворачивая при ее откидке валик реостата (рис. 1).
Рис. 1. Наиболее распространенная на японских моторах конструкция триммерного датчика
Большинство указателей рассчитано только на диапазон "trim", позволяющий точно настроить угол откидки на ходу и, соответственно, ходовой дифферент. Для режима "tilt", в котором мотор полностью поднимается из воды, шкалы уже не хватает, но угол наклона мотора в этом случае нас особо не интересует.
В идеале требуется, чтобы при максимально поджатом к транцу дейдвуде мотора стрелка располагалась у крайнего левого (или, в зависимости от исполнения прибора, крайнего нижнего) положения шкалы. Именно так в большинстве случаев указатель настраивается заводом-изготовителем, но при этом не учитывается такой важный показатель, как положение транца, имеющего тот или иной обратный наклон — характеристика, заложенная производителем лодки, а не мотора.
При значительной величине обратного наклона нередко возникает необходимость принудительно ограничивать излишнее "занутрение" мотора, вызывающее рыскливость, ходовой крен и прочие неприятные явления — как правило, в подвеске большинства моторов мощностью до 100 л.с. для этого предусмотрен переставляемый упор. В результате датчику "кажется", что мотор откинут, хотя реально он поджат (рис 2). Стрелка перемещается к середине шкалы, но главное неудобство все же в том, что задолго до того, как мотор окажется в самом важном для водителя положении — откинутом для достижения максимальной скорости или преодоления мелководья — стрелка упирается в крайнее "верхнее" положение циферблата и, собственно, ничего не показывает.
Сам стрелочный прибор никак не регулируется, и настроить указатель можно только за счет датчика. На моторах некоторых фирм-производителей (в частности, "Mercury" и "Yamaha") такая возможность заранее предусмотрена.
Регулировка указателя осуществляется за счет разворота в ту или иную сторону корпуса датчика, крепежные отверстия которого имеют овальную форму. С первого раза угадать оптимальное положение, наверное, не удастся — подобраться к датчику можно лишь при полностью откинутом моторе. Придется действовать методом проб и ошибок: понемногу сдвигать его в ту или иную сторону и контр олировать положение стр елки, вновь опуская мотор. Если вы просто хотите поставить стрелку на "ноль" при полностью поджатом дейдвуде, это можно сделать и на берегу, но когда требуется, чтобы она указывала точно на какое-то из промежуточных делений циферблата в "скоростном" или "мелководном" режимах, без воды не обойтись, а выставлять мотор в нужное положение во время регулировки придется, например, при помощи линейки (рис. 3).
Информация об изображении
Рис. 4. Датчик триммера моторов "Mercury" заметно отличается на вид от японских
Кстати, имейте в виду, что показания прибора не должны быть догмой — при другой нагрузке или ином распределении груза в лодке выбранный угол триммирования может оказаться далеко не оптимальным. Подбирая положение стрелки для "мелководного" режима (мотор максимально откинут, но продолжает забирать воду для системы охлаждения), оставляйте солидный запас, поскольку перераспределение нагрузки способно поднять мотор из воды.
Рис. 4. Датчик триммера моторов "Mercury" заметно отличается на вид от японских
Информация об изображении
Рис. 5. Для цифровой системы "SmartCraft" на "Mercury" требуется специальный датчик
Все "Mercury" с гидрооткидкой оснащены практически одинаковыми датчиками, установленными внутри крепежного кронштейна (рис. 4). Единственное различие в том, что выпускаются они в двух "зеркальных" вариантах — "правом" и "левом" с разным направлением вращения валика, так что если вы приобретаете датчик отдельно, обязательно уточните, какой именно вариант исполнения требуется для вашего мотора. Если вместо аналогового (стрелочного) прибора используется многофункциональная цифровая система "SmartCraft", датчик заменяется на другой, имеющий те же посадочные места и тоже регулирующийся (рис. 5). Кстати, эта система позволяет настроить вид заменяющего стрелку контрольного "столбика" программными средствами, а также вывести его не только на основной экран, но и на дополнительный жидкокристаллический дисплей стрелочного тахометра (рис. 6).
Рис. 5. Для цифровой системы "SmartCraft" на "Mercury" требуется специальный датчик
"Mercury" использует аналоговые индикаторы одного типа, которые подходят как к двухтактным, так и к четырехтактным моторам всех годов выпуска независимо от того, какой датчик используется — "правый" или "левый". Отличаться они могут лишь внешним оформлением, что и отражает разница каталожных номеров.
Датчики моторов "Yamaha" средней мощности тоже установлены внутри крепежного кронштейна и имеют овальные крепежные отверстия. В отличие от "Mercury", валик реостата или потенциометра поворачивается посредством надетого на него "флажка" — такая система наиболее распространена на моторах прочих марок, например, "Suzuki" или "Honda" (рис. 1). Имейте в виду, что начиная с 2001 г. датчик и, соответственно, стрелочный указатель были изменены. Отличить их довольно просто — новый датчик подключается двумя проводами, а старый тремя. Кроме того, новый стрелочный индикатор имеет меньшую длину корпуса (рис. 7). Цифровой же индикатор с жидкокристаллическим дисплеем, совмещенный с тахометром или спидометром (рис. 8), подходит к обоим типам датчиков — в его задней части имеются микропереключатели, которые нужно выставить в соответствии с инструкцией.
Что же касается мощных моторов "Yamaha", то регулировать указатель триммера на них проще всего — датчик установлен непосредственно на оси откидки, и подобраться к нему можно при опущенном моторе непосредственно из кокпита. Достаточно ослабить винт крепежного хомута, подобрать необходимое положение стрелки при том или ином наклоне мотора, поворачивая датчик, и вновь затянуть крепление (рис. 9).
Датчики триммера моторов "Honda", "Suzuki" и "Tohatsu" не регулируются — крепежные отверстия у них круглые, но выход из положения найти все-таки можно. Поскольку, как правило, задача состоит в том, чтобы отодвинуть стрелку указателя влево (или вниз), датчик можно "обмануть", наклеив на подвижную часть подвески, соприкасающуюся с "флажком", прокладку необходимой толщины (рис. 10) или снабдив наконечник рычага подходящим роликом. Главное — исключить заедания, которые могут привести к поломке "флажка" или валика. Кроме того, конструкция датчика, как правило, позволяет попросту расточить крепежные отверстия круглым надфилем.
По имеющейся у нас информации, эти компании не меняли тип датчика, как это сделала в 2001 г. "Yamaha", так что один и тот же указатель должен подходить ко всем моторам конкретной марки. При этом приборы различных производителей чаще всего не взаимозаменяемы. Кроме производителей подвесных моторов, указатели триммера в числе прочих аксессуаров производят и сторонние фирмы — например, "Teleflex". Информация о совместимости таких указателей приведена в соответствующих каталогах.