Жизненные реалии XXI в. сделали неожиданный вираж, и усилиями природоохранных организаций смешивать масло с бензином в экономически развитых странах стало по сути противозаконным делом. Правда, долголетний любвеобильный белый танец с "Yamaha Motors" закончился громким бракоразводным процессом. И поскольку 70% продаж у "Mercury/Mariner" приходится на американский рынок, его полновластному владельцу — транснациональной корпорации "Brunswick" (одно перечисление ее послушных вассалов займет не менее страницы убористым почерком) ничего не оставалось делать, как направить немалые силы в четырехтактном направлении. Так появились на свет супернавороченные стильные "детки" с воздушным нагнетателем по имени "Verado", в разработке и создании которых одних только инженеров задействовано было почти 400 человек!
Но дороговизна и излишний вес данного "суперчарджерного" семейства накрепко пригвоздили его нижнюю лошадиносильную границу к отметке 135. Хотя отдельные элементы двигателя будут использоваться и на менее мощных подвесниках.
Учитывая известные маркетинговые "терки" с ямаховским колоссом, водно-моторный мир ждал козырного четырехтактного прикупа от американцев в среднем и малом мощностном ряду. Особенно волновались европейцы, где средняя мощность продаваемого мотора — 40 л.с. (в США — 80). И вот, наконец, в середине июня ведущие профильные издания Старого Света позвали на долгожданную премьеру, состоявшуюся под Афинами.
Страна проведения мероприятия была выбрана с большим смыслом: во-первых, по количеству маломерного (тут более 2000 островов) и крупнотоннажного флота на душу населения Греция может смело поспорить и с заокеанским "хозяином", а во-вторых, 4000-летняя история и философско-созерцательное отношение к действительности не дают грекам возможности претендовать на какую-либо исключительность в наши дни. И этому утверждению не противоречит даже наличие единственной в мире православной монашеской республики Святой Афон недалеко от Салоник.
Политика, политесы и главная политиканша
Я не зря так долго топтался на истории вопроса, ибо в сегодняшних рыночных реалиях, когда ведущие компании вращают многомиллиардными доходами, обычный подвесной мотор из области техники как-то незаметно перетек в политическую плоскость.
Бывает, что порой приходится прибегать к чисто шпионским методам, чтобы разнюхать у производителя хоть какую съедобную информацию. Многие нынешние маркетологи и пресс-атташе, хотя и владеют собственными плавсредствами, но даже не умеют ими управлять, зато мягко стелют на презентациях и гладко отвечают на вопросы.
В этом отношении "Mercury" приятно удивил, собрав в Греции и ведущих инженерно-технических работников, и первых лиц корпорации, отвечающих за свои слова не только перед богом.
Мы свободно общались и с президентом департамента подвесных моторов "Mercury/Mariner" Марком Шваберо, и с президентом "Marine Power Europe" Жаком Броншаром, и с президентом "Brunswick Europe" Вики Райх. Эта миниатюрная модно одетая красотка средних лет и была основным докладчиком на семинаре, где присутствовали журналисты и все европейские дистрибьюторы. И поскольку всемогущий "Brunswick" владеет не только моторостроительным производством, но и не одним десятком известных лодочных брендов (например, в Афинах я узнал об их новых надувных лодках под именем "Lode Star"), то, понятно, речь шла о производстве в целом.
— А какой у вас опыт на воде? — без всякой надежды на серьезность интересуюсь у худенькой американки.
— Родилась я в Новой Англии1 и с детства увлекалась парусным спортом, много ходила и на катамаранах, — с улыбкой отвечает госпожа Райх. — Штаб-квартира "Brunswick", где я работала девять лет, находится в Чикаго, на озере Мичиган, что предопределило мой последующий выбор. Сейчас наша семья владеет 48-футовым катером. К сожалению, работая последние два года в Брюсселе, времени на водные путешествия практически не остается.
— Что для "Brunswick" значит российский рынок?
— Это наиболее быстро растущий сегмент водно-моторного направления, — уверенно отвечает президент. — Мы придаем вашей стране громадное значение2. По нашей статистике, 40% покупателей "Bayliner" — новички. А катера эти дешевы, надежны и легко управляемы, потому и пользуются таким успехом на российских просторах.
— Да и продажи двигателей у Жан-Клода3 идут практически с колес, — вступает в разговор Марк Шваберо. — Уверен, что представляемые нами новые четырехтактники (2.5, 3.5, 25 EFI, 30 EFI, 80 EFI, 100 EFI) найдут приверженцев и в Екатеринбурге, и в Уфе, и в Хабаровске.
— С четырьмя тактами все понятно, но вот что будет с милыми сердцу и пояснице двухтактными трудягами?
— В США продажа карбюраторных моделей прекратится 31 декабря нынешнего года, моторы семейства EFI, по-видимому, протянут до конца 2007 г., но для заграничных нужд сделаем столько, сколько потребуется. Правда, все разработки в двухтактном направлении в "Mercury/ Mariner" полностью приостановлены.
— Ну а что вы в таком случае скажете о "Bombardier" с нашумевшей линейкой " Е-Тес"?
— А что им остается делать? Ведь дорожки "BRP" и "Suzuki"4 окончательно разошлись, — ехидно парирует здоровенных размеров президент меркурийского подвесного королевства. — По моему мнению, и эмиссионные, и ходовые показатели у этих "Evinrude" ничуть не лучше наших подвесников семейства "OptiMax".
— Но у вас-то тоже не совсем "вась-вась" с "Yamaha"? — тут я, видимо, попал иглой под нужный ноготь. — Марк Шваберо тотчас насупил брови и настороженно огляделся по сторонам, словно пытаясь высмотреть в темных углах зала пронырливых японских шпионов.
Хотя бояться-то по сути нечего — что надо, японцы уже разузнали, да и сам "Mercury/Mariner" — не замухрышка 1939 г., а единственная в мире компания, производящая для использования на воде пропульсивные системы от 2.5 до 1075 л.с. во всех возможных вариациях (подвесные, стационары, двигатели с угловой колонкой).
— К сожалению, это так. Наш контракт завершается в первой половине 2006 г. Что поделаешь — и в бизнесе, и в жизни не все проходит гладко. Зато после 15-летнего сотрудничества мы открыли совместное предприятие с "Tohatsu" на их мощностях (30 000 м2, 300 работников) под Нагоей — "Tohatsu Motor Company" (ТМС). Там будут производить двигатели до 30 л.с. Тут все по-честному: 50% у "Mercury" и 50% у японцев.
— В моем понимании понятие честности у азиатских народов имеет несколько иное толкование, нежели у европейцев или американцев, да и у "Mercury" уже было совместное предприятие КНР, причем с весьма плачевным концом.
— Мы учли этот опыт и открыли в марте 2005 г. под Шанхаем наисовременнейший завод со 100%-ным американским капиталом. Мало того, весь менеджмент — также исключительно иностранного происхождения. На 15 000 м2 там будет выполняться сборка четырехтактных двигателей от 40 до 60 л.с. из деталей, поступающих с головного завода в Висконсине.
Еще Н.С.Хрущев отметил, что американцы — люди конкретные, не склонные к восточному лукавству и излишним подковерным баталиям. Вот и теперь обо всех ведущих игроках водно-моторного рынка они говорили вслух так, как хотели: о "BRP" — с ехидцей, о "Suzuki" — со снисходительным одобрением, о "Honda" — утешительно-небрежно, о "Yamaha" — уважительно и настороженно. Ну а "Selva" всегда проходила у дяди Сэма по разряду "Уголок Самоделкина". То же самое и в отношении с дилерами: раз продажи растут, то русских поселяют в лучшие гостиничные номера, и официальные лица будут уважительно раскланиваться не только с уже известными игроками прошлых лет А. Ишутиным из Питера или Б. Барклоном из Уфы, но и с Игорем Смирновым из Москвы.
Вот вам и все политесы по-американски.
Новинки и испытания
Нам были продемонстрированы 10 корпусов на катерную тему, пять из которых представляли надувную группу. Половина подвесных моторов носила названия "Mercury", другая половина — "Mariner". На сегодня это совершенно идентичные двигатели, хотя в сознании многих последнее имя до сих пор ассоциируется с коммерческим использованием. Но так было в начале пути, когда "маринерский" бренд раскручивался для отвоевывания доли рынка у всесильного 50 лет назад "Evinrude".
Нынче модели для профессионалов от "Mercury" идут под грифом "SeaPro". Их всего ничего — 15, 25, 40, 55, 60 и 75 л.с. плюс "3.0 L EFI". Это исключительно двухтактники, аналогичные по техническим данным обычным любительским "Mercury". Разница — в дополнительной антикоррозийной обработке, топливной системе охлаждения и усиленном рычаге переключения передач. К тому же из нержавеющей стали у "профи" выполнены крепеж и корпус водяной помпы, а также валы — гребной, дейдвудный, переключения передач.
На воде, естественно, ровно половина движков была из фамилии "Verado". И если 135- и 150-сильные хоть как-то можно было за уши притянуть к разделу "новинки", то пару 250-сильных монстров прицепили на транец солидного РИБа "Scorpion" греческого производства (8.6 м), исключительно чтобы потрясти бицепсами в японскую сторону и прокатить с ветерком несколько важных персон.
Поскольку о "Verado" сказано было уже предостаточно, добавлю лишь, что нам показали кадры кинохроники, зафиксировавшие испытания этих двигателей при ударе о бревно. Когда-то на озере "Х" это опасное действо происходило в естественных условиях, сейчас же техника позволяет имитировать удар дейдвуда о препятствие на скорости 40 миль в час и в лаборатории. Честно признаюсь — наглядная демонстрация действия удара на транец очень поучительна.
Я прокатился на четырехцилиндровом 150-сильном отпрыске "супер-чарджей", установленном на 7.5-метровом РИБе "Valiant". Как и положено представителю данного семейства, двигатель работал почти шепотом, и с четырьмя человеками на борту на полуметровой морской "кочке" мы спокойно выжали 42 уз. Как уверяли заводчане, при испытаниях на разгон до 30 миль показатель у данного движка, установленного на "Triton 186 Bass Boat", был — 8.1 с, в то время как у ямаховского аналога — 9.5, а у "Honda" и вообще 17.5!
Из полезной технической информации уяснил, что клапана на этих моделях — саморегулирующиеся, а свечи рекомендуют менять лишь через 300 часов. Да еще Стив Миллер, технический босс проекта, уверял присутствующих, что при правильной эксплуатации на 92-м "нашенском" бензине (аналог 87-го американского) любой "Verado" преспокойно отмолотит и 10 тыс. часов. Правда, обслуживание движков данной серии пока еще довольно затруднительно, ибо для этого необходим дорогостоящий диагностический компьютер и прошедший техническую подготовку персонал.
Из новинок среднего мощностного ряда американцы привезли 80- и 100-сильные EFI весом в 175 кг. Они произошли уже от хорошо известных двигателей в 75 и 90 л.с., с которыми у них абсолютно идентичная начинка дейдвуда.
Вдвоем с темпераментным греком, который, как и положено, выполнял обещания по собственному усмотрению, мы на 16-футовой пластиковой итальянской игрушке по имени "Marinello" под "80-кой" без труда развили 40 миль в час. Но если честно, то в чем преимущества данной модели по сравнению с аналогами от "Yamaha" или " Suzuki", я так и не уловил. Мотор привлекал меня только модным черным цветом и широченным, словно кепка грузина, колпаком, на котором при случае можно смело расположить бутылку с закуской на три персоны.
Маленькая революция всех ожидала как раз-таки не у тяжеловесов — "Mercury/Mariner" преподнес настоящий сюрприз в самом "народном" классе — 25/30 л.с. Тут зевакам выкатили единственный в мире столь маленький трехцилиндровый EFI (объем — 526 см3), вдобавок еще с ручным запуском. Дергать приходится, как минимум, два раза. Первым рывком стартера обогащается смесь и подается топливо, ну а вторым заводится двигатель. Для нас же особенно важно, что новые версии значительно похудели, и "30-ка" весит 78 кг (на 28 кг легче предшественника), а "25-ка" — 71 кг! Испытания двигателей проводились как в высокогорьях (2500 м), так и в северных широтах. Блок управления двигателя сосредоточен в румпеле, который к тому же можно развернуть на 180°, что чрезвычайно удобно при транспортировке. Имеется и контрольная лампа неисправностей.
"Mercury" сразу предлагает 14 моделей в данной версии, что значительно больше, чем у всех присутствующих на рынке конкурентов.
На испытания нам подогнали "25-ку", опять же на четырехметровом РИБе "Valiant Vanguard". Мотор был оборудован электрозапуском. Я попробовал и так, и этак — заводится. Благодаря новой системе воздухозаборника уменьшился шум, почти не ощутима и вибрация. Винт, конечно, "шумахеры" поставили для владимирского тяжеловоза, тем не менее на пару с суетливым местным водилой (иностранцам было разрешено управлять катерами лишь вне акватории марины) шустро вышли на глиссирование и выжали 22 мили в час.
Видя оживленные лица журналистов, Жан-Клод довольно потирал руки. Как никак, а для российского рынка это настоящий самородок.
Кое-что о "малышах" и мудрых пультах управления
Не обошлось без чудес и в "мушиной" весовой категории, где мне удалось погонять на 17-килограммовых прототипах мощностью 2.5 и 3.5 "лошадки" (объем — 85 см3). Здесь сразу обращала на себя внимание солидная ручка переключения скоростей (нейтраль и вперед). Газ регулировался не привычным рычажком, а как у больших, румпельной резинкой, плюс к тому же мотор вращался на 360° вокруг своей оси, что совершенно ново для этих моделей от "Mercury".
На этих движках разрешалось ходить в одиночку — "двушка" была установлена на "Quicksiver 270 AirDeck", а три с половиной силы украшали транец крошечного РИБа "Valiant 240 Dynamic". Организаторы надеялись, что уж тут экстрима не будет. Но куда там! Многим испытателям удавалось споро выйти на режим глиссирования, правда, для этого приходилось на какое-то время всем телом податься вперед. Ну а после этой проделки "малыши" под ветерок так скакали по волнистому критскому морю, что мама не горюй!
Думаю, теперь и в данном силовом сегменте на российском рынке кое-кому придется здорово потесниться.
"Всякая инновация имеет трех родителей: обучение, талант и дисциплину", — как бы невзначай обронил Марк Шваберо в речи о будущем "Mercury". В этом мы убедились на презентации "смарткрафтовского" интерактивного штурвала, где расположены не только газ, трим и экран чарт-плоттера, но и инфракрасный датчик остановки двигателя при отсутствии пилота. В разработке и усовершенствовании системы Smartcraft принимают участие 10 различных фирм, что и позволило унифицировать все провода и штекеры, создать компактную ручку управления тремя и более моторами. Из мелочей все присутствующие сразу отметили хромовую отделку приборов и черный цвет их циферблатов.
Нет сомнения, что новшества от "Mercury/Mariner" будут востребованы на постсоветском пространстве. На этом фоне очень бы хотелось, чтобы стройное дистрибьюторское древо компании увлекалось не столько ростом продаж, сколько обслуживанием и ремонтом своих законных "детей".
"Все дилеры "Mercury" осуществляют быстрый и качественный ремонт двигателей!", — уверенно произнесла Вики Райх. При этих словах начальницы польский представитель почему-то как-то увел взгляд в сторону. Глаз "сборной" СНГ мне видно не было, поскольку я сидел на предпоследнем ряду.
Примечания
1. Новая Англия — штаты восточного побережья США, севернее Нью-Йорка.
2. Как правило, под Россией иностранцы подразумевают все бывшие республики СССР.
3. Жан-Клод Клавье — руководитель московского представительства "Marine Power Europe".
4. Поставщик всех четырехтактных двигателей для "Bombardier".