Моторчик, сделанный Н. С. Козловым, привлекает простотой приспособления велодвигателя для установки на лодку; это можно выполнить в домашних условиях, без применения литья или сложных станочных работ. Однако в данном случае простота не окупает недостатков конструкции. Прежде всего неудачна открытая цепная передача (опять же заимствованная от велосипеда!), которая работает без смазки и находится в постоянном контакте с водой. В таких условиях цепь, конечно, подвергается усиленной коррозии, да и КПД передачи получается небольшой. Кроме того, движущаяся с большой скоростью цепь представляет определенную опасность как для человека, управляющего мотором, так и для плавающих возле лодки людей.
Необоснованно и использование двух гребных винтов. Большая часть и без того невысокой мощности двигателя затрачивается на преодоление трения излишней поверхности лопастей о воду; немало энергии пропадает также вследствие вредного влияния одного винта на другой.
Повышение скорости, которое удалось получить Н. С. Козлову при замене гребного винта от «Салюта» на винты тандем, можно объяснить несовершенством «салютовского» винта. В дальнейшем мотор «Са-лют-2» предполагается комплектовать двумя винтами. Новая модификация предназначена для сверхлегких глиссирующих лодок, в то же время она позволяет более полно использовать мощность двигателя при его установке на тяжело груженном судне. На предлагаемой конверсии велодвигателя можно применить грузовой винт, немного подрезанный по диаметру с учетом меньшей, чем у «Салюта», мощности двигателя Д5.
Цепь и Стойки, соединяющие гребной вал с двигателем, оказывают заметное сопротивление движению судна, вносят турбуленцию в поток, набегающий на винты. Сомнительна эффективность «комбинированного» охлаждения цилиндра.
Впрыск воды в выхлопную трубу способствовал бы снижению шумности двигателя и устранил бы вероятность ожогов при случайном касании трубы рукой.
Второй моторчик, предлагаемый уфимскими моторостроителями к серийному выпуску, — более сложная и надежная конструкция. Ее положительными чертами являются водяное охлаждение цилиндра и газовыхлопа, водометный движитель. Отсутствие наружных вращающихся деталей делает этот мотор абсолютно безопасным даже в условиях пляжа.
Однако было бы целесообразно провести дополнительные работы по выбору типа и параметров водометного движителя, например, сравнить эффективность простого центробежного насоса, расположенного на вертикальном валу, с осевым, который применили конструкторы в данной модели. Возможно, удастся получить большой упор у центробежного насоса, так как будет исключен подъем воды и поворот потока на 90° в воде. Напомним, что конструкции движителей с центробежными насосами применяются на ряде зарубежных подвесных моторов, в частности, на итальянском «Гар-Мар 4» (см. сборник №1), американских «Биркет» и «Спортджет» (см. сборник №44) и т. п.
Для успешной реализации мотора в торговой сети было бы полезно предусмотреть его использование в качестве насоса для поливки огородов, миникомпрессора для окраски из пульверизатора, а также для других хозяйственных нужд, которые испытывает владелец дачи или земельного участка.
Два приведенных примера являются частными, но они отражают насущную необходимость в разработке и освоении промышленностью легких, недорогих, экономичных и простых в эксплуатации лодочных подвесных моторов самой малой мощности — от 1 до 2 л. с.
Самодельный мотор для байдарки
Взяв за основу велодвигатель «Д-6», я сконструировал простой и легкий подвесной моторчик для своей разборной двухместной байдарки. «Дейдвудную часть» я сделал из трех тонкостенных стальных труб, сварив их в виде фермочки с боковым раскосом, чтобы она не изгибалась под действием натяжения приводной цепи на гребной винт.
Для передачи вращения на гребной вал применена открытая цепная передача, как на велосипеде. Она состоит из короткой цепи между звездочками на ведущем и промежуточном валах и длинной цепи между промежуточным и гребным валами. Общее передаточное число между ведущим и гребным валом — 10:19.
Со стороны магнето на коленчатом валу я сделал храповик, при наличии которого стало возможным отключение передачи при запуске двигателя — при этом приводится в движение только кривошипно-шатунный механизм и поршень.
Охлаждение двигателя комбинированное: воздушное с дополнительным орошением головки цилиндра водой. Вода забрасывается на головку приводной цепью через Щель в кожухе, ограждающем верхнюю звездочку.
Конец выхлопного трубопровода располагается под водой близ ее поверхности.
Путем последовательных проб я выбрал оптимальный, с моей точки зрения, вариант движителя — самодельный винт диаметром 165 мм и шагом 130 мм. Скорость разборной байдарки с таким движителем составила 12 км/ч, а при использовании гребного винта от мотора «Салют» — 9 км/ч. Были испытаны и два винта-тандем; они также оказались лучше «салютовского».
Мотор я установил на корме байдарки вместо руля, скрепив держатель руля с набором байдарки при помощи пластины и трех болтов. Чтобы снизить нагрузку на держатель руля, в нижней части ахтерштевня я сделал упор для дейдвудной части мотора.
Моторчик эксплуатируется мною уже в течение четырех сезонов. По своим габаритам, малому весу — 9,5 кг и тяговым характеристикам — это то, что нужно для байдарки.
Рулевое управление поворотом мотора — ножное; рукоятка сцепления, манетка газа и кнопка «Стоп» закреплены на комингсе кокпита. Топливный бачок я устанавливаю на невысокой стойке на кормовом комингсе кокпита так, чтобы горючее поступало в карбюратор самотеком.
Водометный мотор для малых лодок
Описываемый подвесной водометный мотор был изготовлен работниками одного из уфимских заводов еще в 1973 г. (он упоминался в сборнике №58) и с тех пор, лишь претерпев незначительные изменения конструкции, успешно эксплуатируется на рыболовной надувной лодке.
Основные данные мотора
Мощность, кВт/л. с. | 0,88/1,2 |
Частота вращения, об/мин | 4500 |
Рабочий объем, см3 | 45 |
Диаметр цилиндра, мм | 38 |
Ход поршня, мм | 40 |
Масса, кг | 5 |
Расход горючего, л/ч | 0,5 |
Основой мотора послужил велодвигатель «Д-5», узлы которого—коленчатый вал, шатун, поршень, гильза цилиндра, магнето и карбюратор, применены без изменений.
Двигатель закреплен на плите, которая в свою очередь крепится к фланцу дейдвудной трубы, соединенной в нижней части с патрубком водометного движителя. Подвесной мотор навешивается на лодку при помощи кронштейна, приваренного к хомуту, охватывающему дейдвудную трубу.
Запускается двигатель пусковым шнуром, наматываемым на шкив, расположенный на верхнем конце коленчатого вала. Шкив снабжен храповым механизмом, который отключает его от вала после запуска двигателя. Таким образом снаружи нет ни одной открытой вращающейся детали.
Движителем служит осевой насос, установленный на вертикальном валу. Ротор насоса — четырехлопастной диаметром 82 мм и шагом 72 мм. Водозаборник снабжен защитной решеткой и направляющим козырьком, улучшающим наполнение движителя водой. Нижний край водозаборника находится на одном уровне с днищем лодки или на 80—100 мм выше его, если моторчик ставится на надувную лодку, поэтому подвеска мотора выполнена жесткой, а не откидной конструкции.
Охлаждение цилиндра — водяное. Забор воды осуществляется из верхней части движителя, откуда вода под напором поступает прямо в рубашку цилиндра и выбрасывается затем в выхлопную трубу вместе с отработавшими газами. Нижний срез выхлопной трубы расположен на одном уровне с водозаборником движителя и сбоку от него.
Двухместная надувная лодка, на которой испытывался мотор, при полезной нагрузке 200 кг (два человека, плюс груз) развивает скорость около 6 км/ч.
Подчеркнем, что все дополнительные детали опытного образца были изготовлены на обычных металлорежущих станках без применения штамповки и литья. При серийном выпуске мотора, а реальные возможности для этого на предприятиях нашего города есть, возможно снижение его массы за счет применения более прогрессивной технологии. Расчеты показывают, что розничная цена серийного мотора не превысит 100 руб.
Хотелось бы получить отзывы рыбаков и туристов, необходимые для решения вопроса о целесообразности серийного производства мотора. Просим направлять корреспонденцию на адрес журнала «Катера и яхты».