С маломощными судовыми дизелями шведской фирмы «Вольво-Пента» наши яхтсмены имели возможность практически ознакомиться на крейсерско-гоночных яхтах, поставлявшихся в течение ряда лет в СССР из Польской Народной Республики. Эти двигатели надежны, экономичны, развивают достаточно большой упор на киловатт мощности, что позволяет судам с большой парусностью надстроек или развитым такелажем сохранять управляемость при свежем ветре.
В настоящее время фирмой освоен выпуск четырех новых вариантов дизелей в морском исполнении, пригодных для установки на парусных яхтах и тяжелых водоизмещающих катерах. Все дизели этой серии имеют стандартную частоту вращения 3000 об/мин (отсюда и ее наименование), четырехтактные, с верхнеклапанным механизмом газораспределения, с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне. Благодаря последней конструктивной особенности дизели отличаются экономичностью — расход топлива на 15—20% меньше, чем у двигателей с вихрекамерным смесеобразованием (например, отечественная серия «Ч 8,5/11»).
Высокая частота вращения и литровая мощность (21,5—22,9 л. с./л) обусловили компактность и хорошие весовые характеристики дизелей серии «3000». Вместе с редуктором удельная масса дизелей составляет 8,5—9,75 кг/л. с. Все дизели серии комплектуются электростартером и устройством для ручного запуска (модель «MD17» по требованию заказчика комплектуется ручным запуском). Навешенный генератор рассчитан на ток до 50 А. Он дает достаточное количество электроэнергии для нужд команды судна и позволяет подзаряжать батарею аккумуляторов солидной емкости.
Двигатели серии «3000» имеют непосредственное охлаждение забортной водой кроме моделей «MD11D» и «MD17D». Эти двигатели рассчитаны для установки на рабочие катера, которые могут эксплуатироваться в засоренных взвешенными частицами грунта водах и поэтому для повышения надежности охлаждения и продления срока службы дизелей у них двухконтурная система охлаждения с циркулирующей во внутреннем замкнутом контуре пресной водой. При небольшой переделке системы горячую (около 80°) воду можно отбирать для отопления судна или других бытовых нужд.
Кроме самой маленькой модели «MD5C», выпускаемой только в варианте «сэйлдрайв» — с неповоротной неоткидной колонкой «120S», проходящей сквозь днище судна, остальные дизели могут комплектоваться как этой колонкой, так и реверс-редуктором «MS2», у которого выходной вал несколько смещен вниз и направлен под углом 7° по отношению к коленчатому валу двигателя. Интересно, что в обеих конструкциях — и колонки «120S» и редуктора «MS2» применена запатентованная фирмой конструкция конусной фрикционной муфты, расположенной на вертикальном промежуточном валу между ведомыми шестернями переднего и заднего хода. Эти шестерни соединены жестко с внутренними конусными полумуфтами и свободно вращаются на валу, в то время как скользящая по нему втулка с двумя наружными конусами соединена с валом на шлицах. В зависимости от того, с какой из двух полумуфт входит в контакт втулка, вертикальный вал получает правое или левое вращение, а гребной вал работает на передний или задний ход. Ведомые шестерни находятся в постоянном зацеплении с ведущим зубчатым коническим колесом на входном валу колонки.
К достоинствам описываемого устройства реверсивной муфты относится ее компактность по сравнению с дисковыми муфтами, безударное включение (удары присущи кулачковым муфтам, даже снабженным синхронизатором), высокая надежность. На конусных поверхностях сцепления муфты нарезаны мелкие канавки, в которых удерживается масло, смягчающее силу удара в момент включения переднего или заднего хода.
Колонка «120S» имеет передаточное число 2,2 : 1, что при 1360 об/мин на гребном валу позволяет установить достаточно эффективный для тяжелого судна винт большого диаметра, дающий больший упор. Установки с колонкой поставляются вместе с основанием-фундаментом из стеклопластика и пенопласта, нижняя часть которого при монтаже на судне причерчивается по обводам корпуса и приклеивается к нему «мокрыми угольниками» из полос стеклоткани на связующем.
Достоинства моделей с индексом «120S», с одинаковым успехом работающих на парусных яхтах и моторных катерах, очевидны. Это компактность силовой установки, которую можно разместить практически в любом месте корпуса, даже у самого транца или у кормовой кромки плавникового киля, простота монтажа на судне, при котором отпадает необходимость в точной центровке двигателя с гребным валом, в установке дейдвудиой трубы с сальником и т. п.
Три модели дизелей «MD7B/MS2»; «MD11D/MS2» и «MD17D/MS2» выпускаются с редуктором «MS2», имеющим передаточное число 2,4:1 или 3,0: 1. В этом случае дизель монтируется традиционным способом, но зато диаметр гребного винта не ограничен расстоянием от оси выходного вала колонки до днища корпуса. Там, где требуется получить солидный упор винта и не предъявляются жесткие требования к компактности силовой установки (например, на буксирных и рабочих катерах), предпочтение отдается одной из этих моделей. С колонкой выпускаются четыре модели дизелей, включая одноцилиндровый «MD5C/120S».
В рассмотренной серии маломощных дизелей явно обнаруживаются характерные для современного судового дизелестроения тенденции. Это уменьшение габаритов и массы за счет повышения скорости поршня и степени сжатия (у дизелей серии «3000» соответственно около 9 м/с и 19), повышение экономичности благодаря применению непосредственного впрыска топлива в цилиндры, использование легких и малогабаритных конструкций реверсивно-редукторных передач.