При беглом просмотре каталога фирмы бросается в глаза, что (так же, как и у ведущих американских производителей моторов) количество моделей, предлагаемых покупателям, уменьшилось.
Так, если в 1976 г. рекламировалось 11 основных моделей моторов «Вольво-Пента» (или «Архимед» — это те же моторы, но имеющие другое внешнее оформление), то в этом году число моделей сократилось до 8.
Исчезла одна из самых высокофорсированных моделей — 60-сильный мотор «Вольво-Пента-600» с рабочим объемом 600 см3, имевший исключительно высокий удельный показатель мощности—100 л. с./л. А ведь производство этого мотора началось только три года назад! В новом каталоге его заменил мотор «Вольво-Пента-550» мощностью 50 л. с. и рабочим объёмом 900 см3, представляющий собой дефорсированную 70-сильную модель.
Популярная трехцилиндровая «пятисотка» ранее выпускалась в двух модификациях — мощностью 45 и 35 л. с.; сейчас это только один мотор мощностью 37 л. с. («Вольво-Пен-та-400»).
Одноцилиндровая 5-сильная модель объемом 70 см3 также снята с производства. Вместо нее предлагается двухцилиндровый мотор с вдвое большим рабочим объемом (140 см3), но мощностью всего 6 л. с. (как видим, явный «дефорсаж» почти в два раза!). Более того, даже на своем самом маленьком моторе — одноцилиндровом «Вольво-Пента-3,9», выпускающемся без каких бы то ни было существенных изменений почти десять лет, рабочий объем увеличен с 70 до 80 см3 за счет увеличения диаметра цилиндра с 45 до 48 мм.
Тенденцию снижения форсированности двигателей лодочных подвесных моторов можно объяснить, на наш взгляд, необходимостью снижения содержания токсичных компонентов в выпускаемых газах. Например, известно, что для уменьшения содержания соединений азота необходимо снижать температуру в камере сгорания двигателя, а это проще всего сделать за счет снижения степени сжатия. Естественно что при этом уменьшается максимальная мощность двигателя, и в тех случаях, когда надо сохранить ее на прежнем уровне, приходится идти на увеличение рабочего объема цилиндров.
Продукция этого года подается под лозунгом: «Большое число новых решений, повышенная безопасность и надежность, высокий моторесурс!».
Пожарная безопасность обеспечивается повышением плотности всех , коммуникаций топливной системы; в частности, применены более надежные шланги и усовершенствованные зажимы шлангов. Для предотвращения появления случайной искры система зажигания получила дополнительное экранирование со специальным отдельным заземлением. Надежная изоляция системы зажигания и применение воздушных заслонок на карбюраторах (на моделях мощностью 20 л. с. и более — с электрическим приводом) обеспечивают надежный запуск моторов при высокой влажности воздуха.
Особый интерес проявляется сейчас к моторам небольшой мощности, которые удобно использовать на парусных яхтах и высокобортных гребных лодках. С учетом запросов потребителей три рекламируемых в этом году модификации «парусных» моторов (мощностью 9; 6 и 3,9 л. с.) получили ручной запуск с вертикальным перемещением пускового шнура; две более мощные модели могут комплектоваться и электростартером. Естественно, что все «парусные» моторы имеют удлиненный дейдвуд для установки на транцы высотой 510, а «Вольво-Пента-3,9» — 580 мм.
В последних номерах зарубежных журналов появились сообщения о выпуске еще одного нового мотора с маркой «Вольво-Пента-75», опубликованы и его фотоснимки. Бросается в глаза, что этот мотор во всем, кроме, конечно, названия, полностью копирует известный четырехтактный подвесной мотор «Хонда» японского производства; в каталоге фирмы этот мотор пока не значится, но его уже широко рекламируют, например, во Франции и Финляндии. Пока неизвестно, делается ли новый мотор по японской лицензии на заводах шведской фирмы или только собирается здесь из деталей, поставляемых из Японии.
Представляют интерес и сообщения в печати о том, что завершены переговоры о производстве на заводах «Вольво-Пента» специальных гоночных моторов по лицензии западногерманской фирмы «Кёниг», которая до последнего момента практически была единственным изготовителем моторов для спортивных судов ряда классов.