Замена гребного винта или установка новой срезной шпонки — это, пожалуй, наиболее частая операция при эксплуатации подвесного мотора. В бортовой сумке, прилагаемой к мотору, имеется лишь самый простейший инструмент для проведения этой операции: бородок и молоток. Даже в благоприятных условиях — на берегу — пользоваться этим инструментом неудобно: пружинят гребной вал и подвеска мотора. На плаву же это сделать практически невозможно: приходится или причаливать к берегу, или снимать мотор с транца, чтобы можно было работать в кокпите. К тому же, очень плохо, что удары передаются на подшипниковые узлы редуктора: это может вызвать их разрушение.
В сборнике уже публиковались описания упрощающих дело, гораздо более удобных выжимных винтовых приспособлений для удаления шпонки, но они предназначались в основном для «Ветерков» или «Вихря». Теперь предлагаем вниманию читателей три конструкции съемников для «Нептунов» всех моделей.
Самую простую и удобную, на наш взгляд, конструкцию приспособления предложил днепропетровец А. И. Булыгин; хотя его съемник в основном предназначен для выдавливания целой шпонки при замене гребного винта, им же можно выпрессовывать и обрезки шпонки из гребного вала. Два других съемника — казанца В. А. Белкина и новочеркасца А Л. Овчинникова предназначены только для выпрессовки обрезка шпонки.
В отличие от моторов «Вихрь», где стоят две шпонки ∅5, на «Нептуне-23» только одна шпонка большего диаметра. Иногда даже при несильном ударе винтом о препятствие эта шпонка срезается. Конечно, это неплохо, так как сохраняется гребной винт, но зато шпонки приходится заменять часто.
Для облегчения этой операции я использую винтовое приспособление, состоящее из двух основных деталей — корпуса 1 и выжимного винта 2.
Для того чтобы можно было установить конец винта напротив шпонки, в баковой стенке корпуса прорезано отверстие. Приспособление может быть сделано из любой стали, но винт лучше изготовить из стали У8А. Так как пользоваться устройством приходится иногда на плаву, все детали желательно кадмировать.
Замена срезанной шпонки на «Нептуне» доставляет много хлопот. Остаток шпонки в отверстии вала сидит очень туго, так как концы ее при срезании завальцовываются. При ударах молотком по бородку вал пружинит, приходится придерживать его каким-либо тяжелым предметом с другой стороны. Одному выполнять эту операцию трудно.
Для удаления остатка шпонки я сделал специальное приспособление.
Корпус 3 насаживается на конец вала. При этом глубина посадки регулируется упорным винтом 2, который контрится гайкой для фиксации в нужном положении. Внутренний конец выжимного винта 4 устанавливается напротив шпонки и в этом положении винтом 1 корпус фиксируется на валу.
Вращением винта 4 шпонка выдавливается из отверстия.
При эксплуатации мотора «Нептун-23» я столкнулся с тем, что при замене винта удалять шпонку довольно трудно. После нескольких включений мотора она сминается, появляется заусенец, срезать который, выбивая шпонку бородком, не так-то просто. А самое главное — приходится наносить при этом довольно сильные удары, рискуя повредить гребной вал и подшипники редуктора.
Пришлось изготовить несложный съемник, который помог предельно упростить эту операцию.
При изготовлении корпуса 1 сначала в прямоугольной заготовке выполняется отверстие ∅25,5, затем отверстие под резьбу М8, в котором и нарезается резьба на всю длину. После этого фрезеруется паз шириной 6,2 мм и производится обработка по наружному контуру.
Все детали изготавливаются из стали 45, причем детали 1 и 2 желательно закалить.
При демонтаже гребного винта съемник надевается на выступающий конец ступицы винта так, чтобы концы шпонки вошли в паз на корпусе 1 съемника до упора. Вращением винта 2 шпонка выжимается примерно на половину длины, после чего она удаляется свободно. В качестве воротка используется бородок, входящий в комплект инструмента. Для удаления срезанной шпонки из гребного вала применяется дополнительный вкладыш 3, который вставляется в корпус 1.