Что касается единственного европейского изготовителя подвесных моторов, который даже в логотипе пытается подчеркнуть свое происхождение, используя для этого словосочетание "European power", как будто есть еще "power" (мощность) японская, африканская и т. д., то с ним все более или менее понятно. Наслаждаясь тем, что в Европе он — номер один, этот изготовитель не очень-то активно представляет потребителям различные инновации. Однако, не желая терять рынок из-за отставания на фоне новейших веяний, "Selva" все же вынуждена идти в ногу со временем и совершенствует конструкцию своих двигателей.
С недавних пор в перечне новинок с этой маркой появилась оригинальная система непосредственного впрыска под названием L.P.D.F.I., которой комплектуется двухтактный "Bull Shark". (Уместно напомнить о том, что серия двухтактных моторов "Selva" носит имена курортных городов и островов, а четырехтактных — морских животных и рыб.) Однако есть исключения: именно "акул" в производственной программе до сих пор не было. Новый двухтактный мотор с впрыском имеет мощность 50 л.с. и, как утверждает производитель, экономичнее даже четырехтактных аналогов примерно на 2030%. А по сравнению со своими двухтактными собратьями "акула" имеет аппетит на 40-50% меньше — в зависимости от режима работы.
Любителей четырех тактов "Selva" порадует в этом году небольшим одноцилиндровым моторчиком "Oyster", который имеет две версии по мощности: 5 и 6 л.с. Он чем-то напоминает моторы, устанавливаемые на скутеры и мокики. Имея рабочий объем 135 см3, "Oyster" весит всего 27 кг, что для четырехтактного подвесного мотора совсем немного.
В 2004 г "Selva" предлагает своим поклонникам достаточно широкий выбор моторов. Доминируют в этом ряду двухтактные двигатели (их примерно на 20% больше). Такое положение дел связано с тем, что эти моторы по большей части продаются в странах Средиземноморья, где калифорнийский жесткий подход к ограничениям вредных выбросов пока не срабатывает. В России моторы "Selva" достаточно известны.
Легендарный "Mercury" известен с незапамятных времен, признан во всем мире как самый "плодовитый" производитель и, по мнению многих знатоков, может считаться самым продвинутым. Продвинутость "Mercury" — это огромный опыт, плюс возможность пожинать плоды колоссальных расходов на развитие и научные разработки. Видимо, в последних и заключается его успех на рынке не только в Америке, но и во всем мире, в том числе у нас.
В 2004 г. патриарх моторостроения предлагает 16 четырехтактных, 24 двухтактных и восемь "гибридных" моделей всем тем, кто уважает американский подход к конструированию и изготовлению техники. Для эксплуатации в условиях моря у "Mercury" есть специальные модификации "SaltWater" (впрочем, теперь есть они и у некоторых конкурентов, однако не выделяются собственным именем)...
Основными новинками этого года можно считать двигатели, которые чуть ранее были названы "гибридными": это двухтактные моторы с впрыском. В версии "от Mercury" они получили общее название "OptiMax". Среди "оптимаксов" новыми в этом году являются модели мощностью 115, 90 и 75 л.с. Более мощные, появившиеся ранее 135-250-сильные V-образные шестицилиндровые модели были плацдармом для испытаний и, выдержав их, стали "конструкционными донорами" для менее мощных, но, видимо, более нагруженных трехцилидровых моторов.
К отличительным особенностям двигателей серии "OptiMax" стоит отнести то, что, в отличие от двухтактных моделей серии EFI, у них устанавливается непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания. Непосредственный впрыск позволяет значительно уменьшить вредные выбросы в атмосферу, увеличить мощность силовой установки и снизить расход топлива. Как раз этого и требуют последние экологические нормы, особенно пресловутые нормы калифорнийского розлива.
Отметим, что двигатели этой фирмы (прежде всего серии "OptiMax") очень требовательны к качеству не только топлива, но и масла, причем они "любят" лишь родное масло, выпущенное специально для высоконагруженных двухтактных моторов. Дело в том, что система смазки этих силовых агрегатов подразумевает и впрыск топлива в камеру сгорания, и впрыск масла. Для этого устанавливается специальная довольно хитрая система, благодаря которой масло во время работы двигателя проникает в нужные места, и мотор способен функционировать долгое время в режиме максимальных оборотов. Подобная многоточечная система впрыска масла обеспечивает двухтактный мотор смазкой "по полной программе" и исключает всякие сложности, связанные с эксплуатацией на высоконагруженных режимах, даже несмотря на то, что элементы конструкции нагружены больше, чем у простых двухтактных моторов с карбюратором или системой впрыска EFI.
По утверждениям "Mercury", новые моторы расходуют на 45% меньше топлива, чем их двухтактные "братья" с традиционными системами питания, имеющие ту же мощность. А благодаря более полному сгоранию топливной смеси, у моторов с непосредственным впрыском лучше реакция на действия рычагом газа. О революционной серии двигателей "Verado" мы рассказываем в отдельной публикации (см. стр. 54)**.
Ну и, наконец, о сладкой парочке "Evinrude" и "Johnson". О том, как они будут жить в будущем в связи с реорганизацией "Bombardier", которому они принадлежали до последнего времени, ходит множество слухов, один ужаснее другого. Однако пока они функционируют в прежнем режиме, и для того, чтобы делать определенные выводы о каких-то гипотетических изменениях в их структурах, информации слишком мало.
В этом году "Evinrude" предлагает две мощные новинки, которые будут востребованы, наверное, в основном североамериканским рынком, в частности — любителями "быстрой рыбалки" и фанатами активного отдыха на воде. К прошлогодней серии шестицилиндровых V-образных моторов 200/225 присоединится 250-сильная модель с непосредственным впрыском. Как утверждает производитель, новинка имеет крутящий момент на 40% больше, чем у аналогичных по мощности четырехтактных моделей конкурирующих фирм.
В серии H.O. (High-Output) появится новая модель "200". Ее производитель позиционирует как самую экономичную в классе. Она выросла из более мощной 225-сильной, однако считается более универсальной и предназначена в первую очередь для любителей рыбалки.
В серии шестицилиндровых моторов мощностью 135-170 л.с. изменений нет; видимо, продажи прошлого года оказались настолько удачными, что модернизация этим моделям пока не требуется.
‘Johnson" продолжает совершенствовать четырехтактные модели, не забывая при этом выпускать двухтактные. Новинки этого года — четырехтактные моторы "225" и "200", а также "30" и "25".
Модели "200" и "225" оснащаются многоточечным впрыском. В принципе, основа их системы впрыска EFI аналогична автомобильной, с той только разницей, что сделана поправка на водные условия эксплуатации. Вес этих моторов составляет около 263 кг Производитель традиционно не сообщает подробностей конструкции, однако о том, что моторы имеют конструкцию V6 с развалом цилиндров 55° и систему ГРМ DOHC с четырьмя клапанами на каждый цилиндр, а также передаточное число трансмиссии 2.29:1, не сказать было нельзя.
В среднем классе у четырехтактных моторов ожидается появление моделей "30" и "25". Вес этих моторов — 93 кг они имеют трехцилиндровую рядную конструкцию и по два клапана на цилиндр. Система привода ГРМ SOHS. Передаточное число трансмиссии — 2.09:1. По всей видимости, эти модели предназначены для того, чтобы составить конкуренцию японским аналогам, особенно моторам фирмы "Honda", которая год за годом упорно отнимает у янки часть рынка.
Информация об изображении
Новинки с маркой "Johnson" — четырехтактные моторы мощностью 225, 200, 30 и 25 л.с.
Судя по тому, что "Evinrude&Johnson" (читай — "Bombardier"), в отличие от "Mercury", ударными темпами продолжают производить двухтактные моторы прежних конструкций и одновременно в срочном порядке тратят немалые деньги на разработку новых четырехтактных силовых агрегатов, стараясь не упустить рынок дорогих моторов, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время в программе этих производителей может что-то поменяться. Хотя делать прогнозы — дело неблагодарное...
Новинки с маркой "Johnson" — четырехтактные моторы мощностью 225, 200, 30 и 25 л.с.
А общий вывод напрашивается сам собой — производители стараются отвечать новым требованиям, но при этом не торопятся отказываться от традиционных двухтактных моторов, несмотря на грозящие запреты. Похоже на то, что любимые многими двухтактники проживут еще долго и счастливо не один год, а различные запреты так и останутся локальными (в территориальном смысле, разумеется).
Что касается России, то, скорее всего, любой современный мотор зарубежного производства еще долгие годы будет удовлетворять действующее на местах экологическое законодательство.