Прекрасная погода, сопутствовавшая нам всю дорогу в Чехословакию, за день до начала соревнований испортилась. Гонки должны были начаться в воскресенье 18 июня. В субботу же, когда «дали воду» для тренировки, а это были обязательные тренировки, без участия в которых спортсмен не имел право выхода на гонки, пошел дождь, задул ветер, на Дунае развело волну. Основная масса участников, появившихся чуть ли не в самый последний момент (большинство — на автомобилях с лодками на крыше или на трейлерах), оказалась подготовленной к превратностям погоды лучше нашего: тут же около них появились большие пляжные зонты, под которыми и в дождь можно заниматься моторами. Выглядело это очень живописно!
Штурово, где проводились соревнования, — маленький, на шесть тысяч жителей, дунайский городок, расположенный на юге Словакии. По ту сторону реки — Венгрия, Дунай довольно широкий. У нас для проведения больших соревнований такую акваторию вряд ли рискнули бы выбрать! Тем более, что движение судов, правда, в основном у венгерского берега, не прекращалось и во время гонок. Ходили «Ракеты», ходили колесные пароходы — настоящие старые дунайские пароходы! На них приятно было смотреть, но гонщикам их появление на реке удовольствия доставить не могло.
Подготовились к гонкам здесь, в Штурово, на самом высоком уровне. Несуетливо, неспешно были проведены все необходимые работы, в том числе и для того, чтобы придать соревнованиям праздничный вид. Ребятишки развесили флаги расцвечивания. На флагштоках подняли флаги государств — участников соревнования и специальный флаг УИМа. Границу зоны соревнования обнесли заборчиком из металлической сетки.
Вход на соревнования был платный. Сколько стоил билет, я, правда, не знаю, наверное — какие-нибудь гроши, но когда начались гонки, пустого места ни на берегу, ни на мосту, который ограничивал дистанцию со стороны предстартовой зоны, не оставалось.
Здание принимавшего гостей клуба со своеобразным названием «Сухой док» расположено у самого берега. Оно несколько напоминает наш таллинский яхт-клуб «Калев» — с вышкой, верандой, может быть только попрезентабельнее. Внутри — все необходимые помещения; на первом этаже — что-то вроде эллинга.
Патроном соревнований была еще строящаяся фабрика по производству картона — крупное современное предприятие. В недалеком будущем здесь будет работать тысяч пятнадцать, поэтому Штурово растет: идет индустриальное строительство жилых домов, поднимаются «точки», такие же, как у нас в новых городских районах. Ну а сам центр города — старый, в основном одно- и двухэтажный.
Так выглядело место проведения соревнований. А теперь о самих соревнованиях. Основными были гонки на скутерах OJ-175 — чемпионат Европы. Всего в этом классе было заявлено 11 спортсменов, больше всего от Чехословакии — 6, двое от Польши, один венгр и двое наших. Что мы знали о своих противниках? В общем-то немного. Противники, собственно, определились уже после нашего появления в Штурово. Даже более того, в самый последний день, когда выяснилось, что наиболее грозные конкуренты — немцы из ГДР — участвовать в гонках не будут.
Наши шансы на победу были, несомненно, предпочтительны. Первое же знакомство с техникой, которую привезли спортсмены в 175-кубовом классе, давало основания строить довольно оптимистические прогнозы. Моторы у всех были старые. Старые «Дельфины». А что такое старые «Дельфины», рассказывать не стоит. Мотор этот сейчас вообш.е нз выпускается, так что техника, которой располагали наши противники, явно имела солидный возраст, по-видимому, многократно ремонтировалась.
А у нас? Два «ПЛМ» или, как их теперь официально называют, «Ветерка-34». Эти моторы не нуждаются в пространной характеристике, как и спортсмены, которые выступали в этом классе. Ульяновец Евгений Степанов и москвич Иван Богданов были одинаково настроены только на победу. На пробных выходах «Ветерки» показали себя с наилучшей стороны. Сначала немного быстрее пошел Степанов — у него на указателе скорости 4,5 атмосферы (это 105 км/час!), но к концу тренировок и Богданов сумел настроиться на высокую скорость.
В 250- и 350-кубовом гоночных классах наши водномоторники выступали на «Кенигах». В 250-кубовом было заявлено наибольшее количество участников — 20 спортсменов, но на самом деле их оказалось несколько меньше. От нас выступали Анатолий Черем-шенцев из Ногинска — чемпион Союза прошлого года и Николай Пывват. Как и в остальных классах, главными противниками были чехословаки и венгры (поляки в этих гонках не участвовали). Шансы у всех участников в этом классе были, можно считать, равными.
В классе ОВ-350 от нас выступали Слава Шахов и Петр Богданов. Противники — три венгра и десять чехословаков. Это заявлено, — фактически борьбу вели всего семь спортсменов.
С точки зрения не столько спортивной, сколько чисто технической — судостроительной, наибольший интерес представляли привезенные в Штурово мотолодки. Наши противники представили на гонки в основном корпуса с большой килеватостью днища: глубокое V и, так сказать, в самом чистом виде, и с лыжей; все с продольными реданами. Корпуса из пластика, в основном кустарного производства, но выполненные на самом высоком уровне. Что это за суда, можно представить хотя бы по тому, что из Братиславы в Штурово спортсмены пришли на них своим ходом. Это лодки, на которых можно не только гоняться, но и заниматься туризмом, выходить на прогулки. На волне они себя чувствуют прекрасно и вообще производят сильное впечатление, особенно в сочетании с навешенными на транец 45- и 55-сильными шведскими «Кресчентами».
От нас на мотолодке выступал один спортсмен — Юрий Лилл из Тарту. Он привез в Штурово свою новую трехточку, которую сделал к этому сезону. От той, которую мы уже видели на наших соревнованиях в прошлом году, внешне она отличалась мало и, по-видимому, только сам Лилл знал, какие у его судна появились новые достоинства. Но интереснее всего (может быть, даже интереснее, чем обводы и конструкция самой лодки) был его выбор мотора: Лилл приехал с «Вихрем-25», несмотря на то, что имел возможность привезти 45-сильный «Кресчент». Из немногословных, что вообще характерно для Лилла, высказываний гонщика можно было понять, что его трехточка лучше идет с этим мотором. Надо сказать, все «Кресченты», которые были в Штурово, представляли собой обычные серийные «катательные» моторы, а не те, которые выпускаются той же фирмой для гонок со специально сделанной подводной частью, Естественно, скорости, которую позволяют развивать спортивные модели «Кресчента», «катательные» моторы не дают. Но все же 45 сил и 25 — разница большая! Тем более, если учесть, что по современным правилам всякие переделки ходовой части двигателя категорически запрещены. Следовательно, двадцать пять сил «Вихря» так и остались двадцатью пятью.
На прикидках Лилл предпочитал ходить на дистанции, когда там никого не было. По «заочному» сопоставлению впечатлений от тренировок нашего спортсмена и его основных конкурентов казалось, что его трехточка несколько уступает им в скорости. Но Лилл был, как всегда, спокоен, сдержан, и его, как будто, ничто не волновало.
Вот какова была расстановка сил перед началом гонок.
Утром 18 июня — в день открытия соревнований, выглянув в окно гостиницы, мы с радостью отметили, что, вопреки предсказаниям, погода пошла на улучшение. Пробившееся сквозь облака солнце уже успело подсушить лужи на асфальте, как будто стал стихать и ветер. Все заторопились на берег — нетерпелось посмотреть, как там на реке? Дунай не обманул наших ожиданий. Могучая река спокойно несла свои воды, лишь легкая рябь тревожила временами ее поверхность. Теперь оставалось сказать свое слово спортсменам.
Первыми вышли на старт претенденты на звание европейского чемпиона — гонщики на скутерах OJ.
Несколько слов о дистанции. Река в районе трассы имела небольшой изгиб. Уже с самого начала мы обратили внимание на то, что стартовая зона расположена так, что, проходя ее, спортсмен каждый раз должен будет делать доворот — очень неудобный для гонщика. Было сделано соответствующее представление организаторам, но те отнеслись к этому спокойно. Никаких изменений произведено не было. Судейская коллегия разместилась на понтоне, наведенном в районе старта. Здесь же были установлены и стартовые часы.
У нас пока применяются часы, работающие от руки, и все мы мечтаем найти им более современный эквивалент. Тем более, видя, как на соревнованиях по другим видам спорта применяются всевозможные «Лонжины». В Штурово как раз были стартовые часы фирмы «Лонжин». Стоимость их я затрудняюсь назвать, но сообщали какую-то очень большую цифру. Что они из себя представляют? Часы с электроприводом и световым табло, на котором красными электрическими лампочками высвечиваются цифры — отметки минут, оставшихся до старта. Рассмотреть эти цифры даже с берега оказалось, однако, практически невозможно. Поэтому устроители были вынуждены дублировать это табло обычным, как у нас, даже, пожалуй, похуже — не с поворотными, а со съемными щитками с цифрами. Такое дополнение к современной блестящей технике оказалось вполне рациональным. Не оправдали своей высокой марки и часы — во время первого же Старта стрелка застряла, потом стала нагонять упущенное...
Итак, первый старт. Скутера-175 выходят в предстартовую зону, проделывают эволюции. Совершенно неожиданно и явно раньше времени вперед устремляется наш Степанов, вот он уже проходит линию старта задолго до того, как истекло положенное время. Потом выяснилось, что, рассчитывая во время тренировки время, необходимое для прохождения предстартовой зоны, он ошибся и ошибся намного — почти на минуту. А тут еще неправильные показания стартовых часов! Эта роковая ошибка стоила Степанову первой гонки и, как стало ясно впоследствии, определила для него исход соревнований..
Первым и с очень большим отрывом финишировал Иван Богданов: разница во времени между ним и вторым на финише чехом Мирославом Бераном составила более полутора минут.
Второй заезд. Старт ему был дан после того, как прошли по одной гонке все остальные классы. Степанов не финиширует: выходит из строя мотор — вырвало свечу! Первым заканчивает гонку Иван Богданов, опять с очень высоким результатом: у него на полминуты меньше, чем у финишировавшего вторым чеха Ладислава Хербански.
Третий заезд — опять спустя какое-то время. Напомним, что по условиям чемпионата Европы победитель определяется по трем лучшим результатам из четырех. Стоило Богданову в этом заезде хоть как-нибудь, но финишировать, — и его можно было бы поздравить с чемпионским титулом. Однако пройти эту гонку он не смог: мотор выбыл из строя. А Степанов в этом заезде вообще не участвовал, так как его «Ветерок» еще не успели исправить. Да и всего-то в этой гонке финишировало только двое, первым был Мирослав Беран.
В четвертой гонке шансов у нас почти никаких. У С.епанова мотор исправлен, но ведь он не имеет ни одного зачетного финиша! У Богданова же «Ветерок» в самом плачевном состоянии. Ценой невероятных усилий его привели в действие, оба спортсмена вышли на дистанцию и сразу же оторвались от соперников, но богдановский мотор все-таки вышел из строя уже после первого круга. Степанов продолжает гонку. Вместе с ним на трассе всего два спортсмена. Мирослав Беран идет последним, но... независимо от результата гонки он уже чемпион Европы. Богданов по сумме двух своих гонок выходит на второе место.
Что помешало нам выступить лучше? Возможно, ошибка при настройке моторов, которые были подготовлены для работы на наиболее напряженных режимах. Если бы мы подготовили один «ГЛМ» для выступления с меньшей скоростью, но более надежно, а другой с расчетом на максимальный результат, т. е. предусмотрели бы возможность борьбы и с очень сильным противником, и с противником, который будет для нас опасным только в том случае, когда нужно всего лишь пройти зачетные гонки, итог был бы иным.
На чемпионате присутствовал уже знакомый нашим читателям по выступлению в сборнике вице-президент УИМа Богдан Маньковски. Богдан Вацлавович прекрасно говорит по-русски. Мы с ним вели продолжительную беседу. Его мнение: чемпионат на скутерах OJ, конечно, был не слишком представительным, но его важно было провести, чтобы не дать заглохнуть этому самому «маленькому» гоночному классу.
А теперь о гонках в остальных классах. Скутера 250. И здесь, как уже говорилось, от нас выступали двое.
Первая гонка. Пывват проходит ее шестым. Результат обескураживающий: это не тот гонщик, который мирится с поражением, а здесь он спокойно пропускал вперед основных конкурентов. Черемшенцев гонку не закончил, победил Навратил (ЧССР). Разница во времени довольно существенная — у Пыввата 6,6; у Навратила 4,55.
Вторая гонка. На этот раз Пывват показывает, на что он способен. Легко оставив позади всех противников, он с самого начала заезда захватывает лидерство и кончает гонку с результатом 4,59. Навратил дистанцию не прошел, вторым был чех Отакар Мюллер.
Третья гонка. Картина та же. И ее уверенно выигрывает Пывват. В итоге — звание победителя соревнований.
Не берусь утверждать наверняка, но думаю, что проигрыш первого заезда дал спортсмену для окончательной победы не меньше, чем первые места в последующих. Для начала осторожно взвесив собственные возможности и определив, на что способны его противники, Пывват выиграл соревнования, как это и нужно делать, — с наименьшим риском.
Дальше — скутера класса 350. У Богданова (на этот раз Богданова-младшего — Петра) мотор не выдержал: выиграв две гонки из трех, он занял второе место. У Шахова третье место — тоже по результатам двух гонок.
И, наконец, заезды мотолодок. Вот они-то и принесли нам неожиданный, но очень приятный сюрприз. После прикидок, на которых, казалось, преимущество было на стороне противников Лилла, события,в гонке разворачивались не так, как ожидало большинство присутствующих: Лилл со старта, а стартует он великолепно, сразу же вырвался., далеко вперед и даже не дал к себе никому приблизиться. Преимущество его лодки в скорости было поразительным. Никто не мог понять, что же все-таки происходит, почему великолепные пластмассовые с мощными. «Кресчентами» судз так безнадежно отстают? У поворота Лилл сбрасывал газ и не спеша, осторожно, огибал буй (зачем торопиться, нужно выигрывать). Пока он это проделывал, остальные, естественно, к нему поджимались, но — начиналась прямая, Лилл вновь легко уходил от противников.
Три гонки — три первых места, 1200 очков, победа! Лилл был первым нашим победителем, его, как можно видеть на фотографии, первым поздравили и первым «макали» в Дунай.
Я говорил с Лиллом после окончания соревнований, когда он уже имел возможность высказываться откровенно. По его мнению, на сегодняшний день, при существующих правилах, первая десятка (я думаю, он все же немножко преувеличил) наших «мотолодочников» может с успехом выступать на любых крупных международных соревнованиях. Очень жалко, — сказал он, — что в этом году мы не выступаем на мотолодках в официальных чемпионатах Европы и мира. Что будет дальше, когда предполагаемые изменения правила ограничат нижние пределы веса мотолодок? Вероятно, эти изменения УИМ вводит для того, чтобы приблизить суда спортивных классов к тем конструкциям, которые сегодня используются только для туризма, т. е. в конечном счете сделать спорт более популярным. В этом, конечно, есть смысл, но как будут чувствовать себя наши гонщики — сказать трудно. Лилл считает, что для него лично такого рода изменения в правилах будут благоприятны...
В заключение несколько слов о нашей делегации. Я думаю, особенно полезным было присутствие на соревнованиях представителей Ульяновского моторного завода — главного инженера Л. Н. Томилина и конструктора «Ветерков» Е. И, Фишбейна.
К тому что уже было сказано о гонщиках, мне хочется добавить, что все они проявили себя настоящими спортсменами. Было очень обидно проигрывать, когда имелись все шансы победить. Но и в самые трудные минуты ребята не теряли мужества, находили нужное слово, чтобы поддержать товарища.
Наши выступления на минувшем чемпионате Европы следует рассматривать как один из первых выходов на большую международную арену, как пробу сил. И результат этой прикидки дает основания утверждать, что мы можем выступать лучше — для этого у нас уже есть и гонщики, и техника.
Технические результаты соревнований
Скутера OJ: 1 — М. Беран (ЧССР), 925; 2 — И. Богданов (СССР), 800; 3 — И. Библ (ЧССР), 694; ОА: 1 — Н. Пывват (СССР), 895; 2 — Ю. Шони (ЧССР), 563; 3 — М. Беран (ЧССР), 450. ОВ: 1 — К. Кршнави (ЧССР), 869; 2 — П. Богданов (СССР), 800; 3 — С. Шахов (СССР), 620.
Мотолодки SB: 1 — 3. Варью (ЧССР), 800; 2 — К. Ержабек (ВНР), 600; 3 — Я. Амбро (ЧССР), 225. SC: 1 — Ю. Лилл (СССР), 1200; 2 — В. Беркман (ЧССР). 825; 3 — Я Сабон (ЧССР), 694, SD: 1 — М. Казач (ВНР), 1100; 2 — X. Науман (ЧССР), 700; 3 — Ф. Томкович (ЧССР), 525.