В №32 сборника упоминались воднолыжные эстафеты — новый и очень динамичный вид соревнований, в которых спортсмены стремятся возможно быстрее донести до финиша кольцо. Но, вероятно, не все читатели знают, что предшественниками эстафет, их «старшими братьями», являются скоростные соревнования — гонки лыжников, культивируемые с конца шестидесятых годов.
С чего они начались? Рассказывают, выглядело это так. На берегу одного из американских озер собралась группа владельцев лодок с мощными подвесными моторами. Мужчинам наскучило однообразие рыбной ловли и от нечего делать они решили устроить гонку своих судов, но обязательно с воднолыжником на буксире. Сейчас уже трудно установить, кто получил от этого большее удовольствие: водители или лыжники. Понравилось всем и особенно зрителям. Если же говорить о лыжниках, то, очевидно, соперничество с видимым, живым противником, а не с буями или трамплином, захватило их.
Ничего удивительного, что такие соревнования возникли именно в США. Здесь, с одной стороны, несколько миллионов владельцев моторных судов, с другой, — очень популярны водные лыжи. Соревнования, в которых демонстрируются и искусство управлять лодкой на высокой скорости и выносливость лыжника, оказались в духе американской нации. Как бы то ни было, масштабы неорганизованных скоростных гонок разрастались здесь так быстро, что в 1969 г. американская воднолыжная ассоциация была вынуждена взять их под свое покровительство и разработала первый вариант правил их проведения.
По замыслу организаторов, правила эти должны позволять проводить соревнования без длительной подготовки и больших затрат, при максимальной безопасности для участников и в наиболее выгодных для зрителей условиях. Дистанция, как правило, выбирается кольцевой с двумя поворотами, каждый из которых отмечен двумя буями. Опыт показал, что для сохранения зрелищности и в первую очередь — уменьшения вероятности падений, дистанция для мужчин должна быть в пределах 14—15 км, для юношей 10—11 км и для женщин около 8 км.
Первые официальные скоростные гонки были проведены в 1969 г. во Флориде и собрали 16 лодок с подвесными моторами. Среди 29 спортсменов были и опытные лыжники, которые хотели проверить себя в этом новом виде соревнований, и малоизвестные спортсмены. В каждом заезде стартовало не более семи лодок. Это количество, как выяснилось позднее, оказалось близким к оптимальному.
Для победы от лыжника требуется прежде всего большая скоростная выносливость, под которой понимается способность сохранять устойчивое движение продолжительное время. Известно, что напряжение мышц ног и особенно рук велико не только при малой скорости движения — в момент старта, но и при достаточно большой; в последнем случае нужны еще и высокая координация, умение быстро реагировать на такие случайные помехи, как волны от обгоняющего катера и т. п. Этими качествами в полной мере обладали известные воднолыжники Нэнси Осборн и Боб Улланд, которые и победили в первых гонках. Их средние скорости составили 70 и 80 км/час соответственно, что значительно ниже рекордных скоростей, показанных при движении по прямой. Напомним, что такие рекорды принадлежат американским же воднолыжникам Салли Юигер и Чаку Стирнсу и составляют 148 и 197 км/час.
Неподготовленные спортсмены, как правило, не выдерживают накала борьбы на высокой скорости, а падение в таких соревнованиях, как правило, лишает всяких надежд на победу.
В соревнованиях практически могут участвовать люди любого возраста. Первый вариант правил предусматривал пять возрастных групп для мужчин и пять для женщин (по аналогии с классическим многоборьем). Впоследствии, учитывая расширение круга участников скоростных гонок, была проведена дополнительная возрастная дифференциация групп и их число увеличилось до 10. Предусматривается также деление на три класса в зависимости от мощности двигателя на судне-буксировщике: С — до 40 л. с., В — от 71 до 160 л. с. и А — неограниченный.
Итак, с учетом того, что, согласно первому варианту правил, юниоры могут выступать только в классах С и В, соревнования включают по 14 видов гонок для мужчин и женщин.
Сразу же отметим, что в классе С, на популярность которого особенно рассчитывали устроители первых гонок, выступают в основном самые юные участники (до 12 лет); все остальные предпочитают более быстроходные суда.
Основное правило для воднолыжника заключается в том, что во время всей гонки, в том числе и на поворотах, он должен ехать в кильватерной струе буксировщика. Сравнивается время прохождения дистанции, но в зачет идет и оценка мастерства водителей, для чего предусмотрена специальная система очков. В конце сезона по этим оценкам определяется лучший в каждом классе и возрастной группе.
В буксировщике требуется наличие двух человек: водителя не моложе 18 лет и наблюдателя не моложе 16 лет. Правилами оговорена необходимость жесткого кожуха над промежуточными валами катеров, наличие самосбрасывающего устройства на секторе газа и иные меры безопасности. Для воднолыжника и для находящихся в катере обязателен спасательный жилет, желателен и защитный шлем. Обычно используются буксирные тросы с двумя рукоятками, которые несколько длиннее стандартных, но практикуются и стандартные рукоятки. Лыжи для скоростных гонок имеют прямоугольный профиль поперечного сечения, а в плане напоминают прыжковые, но несколько длиннее. Для обеспечения устойчивого движения на высокой скорости, крепления смещают назад от центра тяжести лыжи.
Надеемся, что и в нашей стране скоростные соревнования воднолыжников найдут приверженцев.