Но самым примечательным был тот интерес, который проявили в этом году к нашим гонкам заводы — изготовители лодок и моторов. Для участия в соревнованиях в Ленинград прибыли представители 28 предприятий, в том числе все ведущие фирмы страны.
Примечательно, что на этот раз пять заводов — Черноморский судостроительный, Куйбышевский моторостроительный им. М. В. Фрунзе, Пермский моторостроительный им. Я. М, Свердлова, Ржевский АТЭ-3 и Ленинградский экспериментальный завод ДОСААФ — выставили спортивные команды в полном составе и соревновались со сборными городов. Заводские спортсмены весьма успешно провели эти заезды и смогли добиться неплохих результатов. Вплотную к командам признанных мастеров Ленинграда, Тарту и Минска подошли гонщики из Ржева, занявшие 5 место; не последние места заняли и другие заводские коллективы.
Среди постоянных участников соревнований мы, к сожалению, не увидели на этот раз полной команды гонщиков Ульяновского моторного завода, демонстрировавших в прошлые годы высокие результаты. В спортивной части программы основная продукция завода — моторы «Ветерок» могли быть представлены только в 250-кубовом классе мотолодок, на которых выступали юноши. Согласно положению в классах скутеров ОВ-350 и ОС-500 допускалась установка только моторов, изготовленных на базе серийных двигателей «Нептун», «Вихрь», «Москва-25». Таким образом, ульяновские моторостроители не имели возможности показать в действии свои новые модели гоночных моторов «ГЛМ-3» и «ГЛМ-4», над созданием которых последние годы трудится инициативная группа работников завода. Зато в гонках судов народного потребления представители УМЗ смогли продемонстрировать свою самую новую продукцию — 14-сильный «Ветерок» — на наш взгляд один из наиболее перспективных моторов, представленных на соревнованиях.
В общей сложности на трассы маршрутной и кольцевой пятимильной гонок вышло около 60 судов народного потребления. На соревнования были доставлены практически все типы мотолодок и моторов, выпускающихся нашей промышленностью, и экспериментальные модели. Впервые широко были представлены пластмассовые мотолодки; на трассе гонок можно было видеть лодки типов «Юг-2500», «Кафа-2500», «Ладога», «Нептун», «Темп». Моторные заводы привезли 23-сильный «Нептун», серийный «Вихрь-30», опытный мотор «Вихрь-40» и самый маленький из выпускаемых моторов двухсильный «Спутник» со складной дейдвудной частью. На катере «Крым-3» можно было видеть водометную установку «Амур-25».
В отличие от прошлых лет гонки проводились без гандикапа — все суда были разбиты на четыре класса в зависимости от рабочего объема цилиндров установленных на них моторов: 250, 350, 500 и свыше 500 кубических сантиметров. Принимая такое решение оргкомитет соревнований имел в виду выявить на гонках наиболее оптимальные сочетания корпусов и моторов. Результаты гонок должны были также показать, насколько соответствуют новые модели лодок существующей моторной базе.
Наиболее многочисленную группу в 31 судно, как и ожидалось, составили лодки с 500-кубовыми моторами «Вихрь», «Вихрь-М», «Москва-25». Занятое место определялось непосредственно по порядку на финише в каждом классе, а командные места — по сумме очков, показанных двумя зачетными лодками от каждого предприятия в обеих гонках.
Маршрут большой гонки протяженностью 132 км был проложен по Неве до ее истока у Ладожского озера и обратно. Для судов с моторами до 250 см3 поворотный знак стоял у Ивановских порогов; дистанция Для этой группы составляла 80 км.
Обычно неспокойная, с сильными свальными течениями у мостов Нева 17 июня радовала глаз своей голубой гладью — к большому неудовольствию конструкторов некоторых новых лодок с килеватыми обводами. При такой погоде их суда не могли проявить свои основные качества — высокую скорость и комфортабельность на волнении. Но быстрее всех дистанцию прошла именно килеватая лодка, управляемая ее конструктором мастером спорта В. В. Вейнбергом (Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения ДОСААФ). На 132 км В. Вейнберг затратил 2 часа 49 мин. 17 сек., показав среднюю скорость 46,8 км/час. Эта, пожалуй, самая маленькая лодка на наших соревнованиях (ее длина 3,20 м; ширина 1,60 м; высота борта 0,80 м; вес около 80 кг) разработана в качестве разъездной лодки для тренеров по гребному, парусному и водно-моторному спорту. Обладая рациональной конструкцией корпуса с минимальным количеством набора и незначительными затратами материалов, эта лодка вполне может претендовать на массовый выпуск. Однако до освоения для широкой продажи населению в качестве прогулочной и туристской лодки она должна пройти весь комплекс испытаний, в процессе которых могут быть установлены безопасная нагрузка, предельная мощность двигателя, район плавания и другие параметры. Отсутствие же результатов таких испытаний не позволило включить эту, безусловно, интересную конструкцию в общий зачет — она заняла первое место в группе экспериментальных лодок.
К слову сказать, В. Вейнберг выступал с мотором «Москва-25А», отлично показавшим себя и в маршрутной гонке и (на второй день соревнований) на спортивной трассе. Это — результат большой работы опытного гонщика с мотором, проведенной им при подготовке к соревнованиям. Результаты выступления других участников, выступавших с ржевскими моторами (их, к слову сказать, было немного; большинство экипажей отдало предпочтение «Вихрям»), оказались значительно хуже. На 30-м километре дистанции из-за неполадок в моторе вынуждены были отказаться от гонки представители ЦКБ «Нептун». Невысокую скорость показали и сами изготовители моторов «Москва», выступавшие на лодке «Прогресс» с новой моделью — «Москвой-30»; в маршрутной гонке средняя скорость у них составила всего 36 км/час.
В официальном зачете в классе А-500 в маршрутной гонке победил экипаж Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова в составе Г. П. Федорова и М. Д. Нейчева, выступавший на мотолодке «Обь» с мотором «Вихрь-М» и финишировавший через 8 минут, вслед за В. Вейнбергом. Отлично провели маршрутную гонку также спортсмены Пермского моторостроительного завода им. Я. М. Свердлова. Из-за пустяковой неисправности — буквально в 200 метрах от финиша вышел из строя конденсатор — не удалось продемонстрировать всю мощь серийного 30-сильного «Вихря» представителям завода им. Фрунзе: их итоговая скорость 43 км/час против 45,3 на прошлогодних соревнованиях.
В этом же классе (А-500) участвовали и спортсмены Ульяновского моторного завода, поставившие на лодки «Обь» и «Крым» по два 250-кубовых «Ветерка-14». Разумеется, рассчитывать на победу среди 25-сильных моторов с подобной спаренной установкой было нельзя, учитывая двойное увеличение сопротивления подводной части моторов, которое, кстати сказать, на скорости около 40 км/час составляет почти треть общего сопротивления воды движению лодки. Тем не менее, ульяновским моторостроителям удалось занять середину результатов таблицы (37 км/час мотолодка «Обь» и 35,6 км/час «Крым»), Зато на следующий день соревнований в пятимильной гонке А. В. Великанову и В. И. Меламеду удалось развить скорость 40.5 км/час и занять третье место.
Лучших командных результатов в гонках на мотолодках народного потребления добилась команда Московского машиностроительного завода «Красный Октябрь», выступавшая на фирменных моторах «Нептун». В. Н. Коньшин и А. С. Федченко стали победителями в классе А-350, развив на «Оби» под «Нептуном-М» 40.5 км/час в маршрутной и 38.5 км/час в пятимильной гонке.
Первенствовали спортсмены «Красного Октября» и в гонках двухмоторных судов с суммарным объемом двигателей свыше 500 см3. Их «Крым» с двумя «Нептунами» развил скорость в маршрутной гонке 45.5 км/час. В пятимильной же гонке лучший результат в этом классе показан на новой пластмассовой мотолодке «Темп», шедшей с двумя «Вихрями» — 47,75 км/час. На соревнованиях это была единственная лодка, снабженная рубкой-убежищем. К сожалению, в маршрутной гонке выступить по-настоящему представителям завода не удалось: когда все суда уже стартовали, на «Темпе» еще лихорадочно навешивали моторы — лодку только что сняли с автомашины.
Также неудачным был и дебют на наших гонках 40-сильного «Вихря», под которым выступал на большой «Казанке-2М» призер гонок 1970 г. представитель Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова О. Семенов с механиком А. Старшевым. В стоящем на якоре буксире он не опознал поворотный знак и сделал лишних 12-15 км в Ладожское озеро. В результате — низкая зачетная скорость 38,3 км/час и только шестое место. Не удалось реализовать преимущества мощной одномоторной установки и в кольцевой гонке, где была показана скорость всего 37,2 км/час. В общем — те же показатели, что были достигнуты О. Семеновым на той же лодке в 1970 г. в Бирштонасе под 22-сильным «Приветом». По-видимому, спортсмен еще недостаточно освоил мотор, а может быть и не хотел рисковать пока что одной из немногих «сороковой». Важно, однако, что впервые можно было посмотреть новый «Вихрь» в деле и опытная конструкция показала свою жизнеспособность.
Большой интерес у участников и зрителей вызвало выступление в этой группе лодки «Крым-3», оснащенной 640-кубовым двигателем «Амур» мощностью 25 л. с. с водометом. Корпус катера — стандартная мотолодка «Крым» (длина 4,7 м; ширина 1,6 м; высота борта 0,65 м), полный Вес — 250 кг. В маршрутную гонку катер повели его конструктор В. И. Нелипа и конструктор водомета А. М. Поздняков. Дистанция была пройдена со скоростью 40 км/час — пятый результат в группе двухмоторных судов. И по скорости и, как потом можно было убедиться на кольцевой трассе, по поворотливости водометный «Крым» нисколько не уступал лодкам с подвесными моторами. Жаль только, что выступавший на соревнованиях катер в ближайшие годы останется в единственном числе: «Дальдизель», выпустивший опытную партию двигателей, не имеет производственных возможностей продолжить работы по доводке и освоению «Амура-25». Очевидно нашим планирующим органам следовало бы учесть в ближайших планах завода освоение серийного выпуска этих перспективных комплексов, так нужных на мелководных реках Союза.
И, наконец, в сравнительно немногочисленном классе А-250 (8 лодок) были показаны очень плотные результаты — скорость призера 32,4 км/час всего на 2 км/час отличалась от финишировавшего пятым на резиновой лодке уфимца Р. Еникеева.
Система зачета в соревнованиях этого года, на наш взгляд имела существенный недостаток — единственным показателем была скорость, которую суда смогли развить а гонках. Хотя для прогулочных и туристских мотолодок есть и другие, не менее важные характеристики, такие как объем кокпита, вместимость, мореходные качества и т. п. Недаром водители и конструкторы , больших комфортабельных лодок, таких как «Днепр», «Прогресс», высказывали после гонок мнения о необходимости вернуться к гандикапу, где наряду с показанной скоростью как-то учитывались размерения лодки и фактическая мощность мотора; о введении дополнительных призов за элегантность конструкции, за комфортабельность; о проведении гонок в штормовую погоду...
Но получить объективные данные, необходимые для сравнения различных конструкций, можно, по-видимому, лишь для близких по размерениям и назначению судов. Например, на прошедших гонках можно выделить группу прогулочных четырехместных мотолодок, к которой относятся старая «Казанка», «Обь», «МКМ», «Ока», «Кама», «Ладога», «Нептун». Все эти лодки рассчитаны на один подвесной мотор мощностью 20—25 л. с.; наивысшие скорости среди них показали «Обь» и «Кама», причем «Обь» была быстрейшей и с «Нептуном», и с «Вихрем-М». Обе лодки имеют полный вес 130 кг, ширину днища около 1,3 м и обводы с малой килеватостью днища у транца,— все это способствует достижению высоких скоростей на гладкой воде. Отметим, однако, что даже на необычно спокойной Неве гонщики явно ощущали недостаточную комфортабельность этих сравнительно плоскодонных и легких лодок. Конечно, турист никогда не шел бы на такой скорости, но — гонки есть гонки... Новые пластмассовые более килеватые «Ладога» и «Нептун» весят, к тому же, на 70 кг больше, что равноценно дополнительному пассажиру в лодке. Соответственно ниже получены и скорости (лучший результат — 39,6 км/час показан на «Ладоге» с экипажем из ленинградских судостроителей Рябкина и Фокина).
В группе больших туристских мотолодок с двумя моторами в наших гонках дебютировали пластмассовые «Кафа-2500», «Темп» и «Дракон». Экипажи этих высокобортных мореходных лодок с повышенной килеватостью днища (17° на транце) смогли конкурировать с более легкими и плоскодонными лодками, такими как «Крым», «Ладога» и «Нептун». Это свидетельствует о том, что уже сейчас имеются предпосылки для серийного выпуска высококачественных глиссирующих судов для морских побережий и больших внутренних водохранилищ.
В гонке по пятимильной спортивной трассе многие спортсмены на лодках народного потребления смогли выполнить разрядные нормы единой всесоюзной спортивной классификации по водно-моторному спорту в классах мотолодок А-250, А-350 и А-500. Впервые норматив второго разряда выполнил В. Коньшин (А-350, з-д «Красный Октябрь»), третьего разряда — Г. Кручинин (А-350, Ленинград), В. Морин (ЦКБ по судам на подводных крыльях) и другие.
Приятной неожиданностью для зрителей было участие в соревнованиях надувных мотолодок. Можно уверенно сказать — впервые в истории нашего водно-моторного спорта. Если за границей в соответствии с правилами УИМ на «пневматических» лодках регулярно проводятся большие и малые гонки, есть и соответствующие чемпионы и рекорды, то у нас, в связи с отсутствием промышленного выпуска надувных лодок для подвесных моторов до сих пор не о чем было и разговаривать. Не подготовленными к гонкам на надувных мотолодках оказались даже организаторы соревнований: программа для них не была четко отработана из-за отсутствия данных о лодках. Тем не менее инициатива Ярославского завода «Резинотехника» и Уфимского РТИ, доставивших в Ленинград опытные образцы подготовляемых к производству лодок, как нельзя лучше отвечала духу наших соревнований, являющихся смотром массовой продукции перспективных моделей. Зрители и участники имели возможность видеть на ходу одновременно шесть разных надувных мотолодок. Кстати сказать, даже на ВДНХ их экспонируется вдвое меньше.
По числу представленных моделей на первом месте Уфимский завод, зато ярославцы привезли лодки, две из которых уже можно назвать серийными. Как сообщил представитель завода «Резинотехника» А. И. Гусев, в этом году будет выпущено по 500 штук «Ориона-3» под моторчик «Салют» и «Ориона-5» под «Прибой». Этот завод, в отличие от Уфимского, своей команды не выставлял, поэтому в конце концов спортивное значение имело только единоборство ульяновского перворазрядника — известного испытателя моторов Ю. Гаранина на предоставленной ему ярославцами лодке «Орион-15» с уфимцем Р. Еникеевым на «Стриже». Обе эти надувные лодки в числе восьми официально заявленных в классе 250 см3 судов приняли старт в маршрутной 80-километровой гонке по Большой Неве, обе успешно финишировали, обогнав «Обь» с «Ветерком».
Голубой «Орион-15», прошедший дистанцию — до Ивановских порогов и обратно с довольно высокой средней скоростью 30 км/час, финишировал (4-е место) всего на 12 минут позже победителя гонки. Ярославская лодка, ведомая опытной рукой, неплохо вела себя на невской волне, хотя казалось, что для таких скоростей и условий плавания не мешало бы увеличить ей килеватость в носу.
По мнению представителя Уфимского завода Э. Пласкевича, «Стриж» (5-е место) имел все шансы финишировать первым, но... подвели непредвиденные обстоятельства и необычная форма лодки: ее дважды останавливала милиция, принимая за какую-то «самоделку», мешающую участникам соревнования. Эта лодка, действительно, необычна по конструкции. Представьте себе ящик, поставленный на поплавки. Ход размышлений авторов «Стрижа» был примерно таким. Если уж надувная лодка из весельной превратилась в моторную и приходится по суше таскать не только самое резину, но и дерево (транец, киль, пайол) и «железо» (мотор, канистры), то есть смысл делать ее уже не переносной — укладываемой в рюкзаки, а «перевозной — укладываемой (вместе с мотором) в неразборный ящик, который одновременно служит кокпитом лодки. Пока ящик-кокпит получается слишком громоздким, чтобы можно было возить его в «Волге», и слишком тесным, чтобы можно было влезть в лодку вдвоем.
Вне зачета на Неву вышла «Агидель» с водителем В. Ергиным. Это — настоящий катамаран, который так и хочется назвать тримараном: днище в носу распирает жесткий и довольно развитый килек, успешно справляющийся со всеми обязанностями форштевня. Получились килеватые носовые обводы при плоском глиссирующем днище в корме,— вариант, обеспечивающий высокую скорость при вполне приемлемых для такой лодочки мореходных качествах. Во всяком случае те, кому довелось видеть, как «Агидель»-большая справлялась с беспорядочной толчеей волн под невскими мостами, отзываются о ней неплохо.
Мы назвали ее «Агидель»-большая потому, что на Неве можно было видеть еще и «Агидель»-малую, рассчитанную не на 10-15 л. с., а на 5-сильный «Прибой». Вероятно, именно эта лодка ближе всех других уфимских моделей к запуску в производство; к сожалению, из-за случайных неполадок в моторе она не смогла продемонстрировать свои возможности. А жаль, — было бы интересно сравнить ее скорость на 5-мильном кольце со скоростью нарядного ярославского «Ориона-5».
Остается еще сказать о желтом подковообразном «Буруне» — самой большой из показанных в Ленинграде надувных мотолодок. Собственно, и это — «Агидель», только самая первая. Уфимцы готовили ее к участию в гонках с 20-сильным «Вихрем», но не успели своевременно наладить технику.
Завершающим номером программы соревнований был показательный заезд надувных и разборных лодок с моторами малой мощности. Собравшиеся смогли видеть в действии еще один вариант для групповых дальних туристских походов — новую продукцию московского машиностроительного завода «Салют» — надежный моторный катамаран, легко трансформируемый (а необходимость в этом возникает не так уж редко) в две обычные байдарки. Кстати говоря, очень жаль, что, из-за увлечения катамараном, завод до сих пор не выпускает приспособления для навешивания своего моторчика на собственные же байдарки, так сказать, по отдельности. Думается, это сразу расширило бы возможности применения «Салюта» (ныне — «Спутника») и упростило проблему его сбыта.
В программу спортивных гонок были включены от каждой команды города: по одному участнику в классах скутеров ОВ и ОС; 1 участник в классе мотолодок SA (юноша); 1 — в классе мотолодок SB; 2 — в классе мотолодок SC. В отличие от предыдущих соревнований, зачет проводился по международной очковой системе, что придало гонкам еще более спортивный характер: если первый финишировавший получал 400 очков, то пришедший вслед за ним на какие-нибудь полметра сзади получал 300, а третий — только 275 очков.
На всех спортивных судах согласно положению о соревнованиях спортсмены могли использовать только серийно выпускаемые отечественные подвесные моторы (на мотолодках — без каких-либо переделок, на скутерах — форсированные силами спортсменов в рамках действующих правил). В классах скутеров ОВ и ОС преобладали трехточечные корпуса серийного производства Ленинградского опытно-экспериментального завода ДОСААФ типа «Сокол» и производства ГДР типа «Даниш», на которых обычно выступают на гоночных «Кенигах» и «Дельфинах». Трехточечные корпуса прочно утвердились и в классе мотолодок SC — на них выступали все три призера наших соревнований. Корпуса с традиционными плоско-килеватыми обводами уступали им и в скорости, и в мореходности. На мотолодках SB с «Нептуном» пока, видимо, еще не найден Оптимальный вариант трехточечных обводов: лучшие результаты достигаются на корпусах с традиционными обводами. Вероятно и мощности мотора в 20 л. с. для «трехточек» мало.
Спортивную программу открыли юноши на мотолодках SA-250. В обеих гонках 17 и t8 июня уверенно победил прошлогодний чемпион СССР ленинградец А. Ишутин; стабильные результаты показал Н. Чистяков (г. Москва, 3 место). Из 16 участников в этом классе не смогли стартовать или сошли с дистанции только четверо. Менее надежной оказалась техника в классе скутеров ОВ-350 с форсированными моторами «Нептун». Мастер спорта Е. Радько из Минска (напомним, в прошлом году он победил на наших гонках в классе ОС-500, выступая на 350-кубовом «Нептуне») на этот раз в обоих заездах не смог дойти до финиша. Всего в каждом заезде из 15 участников девять не получили очков. Уверенной победы добился В. Бурак, первым финишировавший оба раза.
Неудачно выступили на скутерах ОС-500 признанные мастера каунасец А. Шлапикас и киевлянин В. Ридер: на первом же круге первой гонки их «Вихри» вышли из строя. Первым финишный створ пересек Н. Козлов из Ржева. Как представитель завода — изготовителя «Москвы-25» он, естественно, выступал на «фирменном» моторе и показал неплохую скорость — 79,978 км/час. Во второй гонке блестяще выступил А. Шлапикас — 82,860 км/час. Вторым финишировал минчанин Ю. Жданов (82,249 км/час). Н. Козлов был третьим, но запаса очков ему хватило, чтобы стать абсолютным победителем.
Сошедших с дистанции и неуложившихся в контрольное время в этом классе также много: из 18 первую гонку окончили только пятеро, вторую — девять. В чем же дело? Ведь в этих классах сейчас применяются хорошо себя зарекомендовавшие серийные моторы. Видимо, спортсмены, желая добиться максимальных скоростей, при форсировке двигателей дошли до такого предела, когда коэффициенты запаса, заложенные конструкторами при проектировании и доводке двигателей, стали менее единицы. И теперь гонщикам следует поработать не только над скоростью, но и над надежностью, благо правила разрешают заменять многие детали серийного двигателя.
Обе гонки на мотолодках SB с большим преимуществом выиграл минчанин Г. Черненко, показав в одной из них скорость на 5 км/час выше, чем у абсолютного победителя V гонок Е. Семенова. Высокие скорости показали также ленинградцы В. Сорокин и А. Щербинин, спортсмен из Перми А. Шаламов.
Наибольшее количество участников — 37 спортсменов — выступило в классе мотолодок SC-500. И это понятно — в зачет для каждой команды шли результаты двух гонщиков. Заезды проводились двумя группами: первая с четными и вторая с нечетными стартовыми номерами.
В первую группу вошел прошлогодний абсолютный победитель ленинградец Ю. Некрасов, во вторую А. Раудва — абсолютный победитель гонок 1968 г. Лидером в первой группе оказался, однако, не ленинградский спортсмен, а Т. Хааге из Тарту. Вновь, как это уже не раз бывало, борьбу за победу вели представители этого эстонского города. После первой гонки лидер Т. Хааге — 400 очков, скорость 64,923 км/час, второй А. Раудва (400 очков; 63,722 км/час) и третий Ю. Некрасов (300 очков; 60,883 км/час).
Вторая гонка. Порядок финишей тот же: первый Т. Хааге, первый и А. Раудва. Но на этот раз скорость у А. Раудва выше, чем у Т. Хааге — 65,067 км/час. Абсолютным победителем при одинаковом количестве очков становится А. Раудва, показавший наивысшую скорость. На втором месте в серии Т. X. Хааге; третьим становится И. X. Хааге, Ю. Некрасов занимает только четвертое место.
Все призеры выступали на моторах «Вихрь-М». Лучшее место, занятое на «Москве-25», только пятое (скорость 59,409 км/час). Да и то, видимо, благодаря великолепному корпусу конструкции В. Вейнберга (о нем мы писали в четвертом номере сборника). Следующее место «Москвы-25» — только 24-е — досталось ржевскому гонщику В. Мишину, показавшему невысокую скорость 53,055 км/час. Отметим еще раз, что на маршрутной гонке В. Вейнбергом на экспериментальной лодке показана скорость всего лишь на 3 км/час ниже. Если учесть, что в маршрутную гонку необходимо было брать 60 литров топлива и водитель выступал с механиком, то напрашивается вывод, что гонщики на спортивных лодках с «Москвой-25» еще далеко не исчерпали всех возможностей этого мотора.
Спортивные гонки были на редкость результативны: 35 спортсменов превысили нормативы мастера спорта СССР, из них 23 — впервые.
Командная борьба между сборными городов на этом закончилась. Первое место и переходящий приз редакции, как и пять предыдущих лет, снова завоевала команда Ленинграда.
Результаты соревнований (спортивные суда)
Скутера ОВ-350. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. В. Бурак, Л-д II (800 очков; 72,095 км/час); 2 — к. м. с. В. Жалялов, Л-д I (600; 69,971); 3 — к. м. с. В. Вилливальд, Новгород (394; 68,709).
Скутера ОС-500. Серия 2X5 миль; 1 — I разр. Н. Козлов, Ржев (625; 81,280); 2 — м. с. М. Таниэл, Тарту (469; 77, 372); 3 — к. м. с. В. 8олков, Брест (420; 74,638).
Мотолодки SA-250 (юноши). Серия 2X5 миль: 1 — к. м. с. А. Ишутин. Л-д I (800; 47,723); 2 — 3 разр. С. Духин, Новгород (320; 41,148); 3 — к. м. с. Н. Чистяков, Москва (317, 44,197);
Мотолодки SB-350. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. Г. Черненко, Минск (800; 60,175); 2 — к. м. с. В. Сорокин, Л-д II (469; 55,072); 3 — м. с. В. Никоменко, Москва (352; 53,784);
Мотолодки SC-500. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. А. Раудва, Тарту (800; 65,067); 2 — к. м. с. Т. Хааге, Тарту (личн.; 64,923); 3 — к. м. с. И. Хааге, Пярну (525; 61,268).
Командные результаты: 1 — Ленинград-I (2598); 2 — Тарту (2102); 3 — Минск (1949); 4 — Ленинград-II (1869); 5 — Ржев, з-д АТЭ-3 (1522); 6 — Москва (1366); 7 — Новгород (1199); 8 — Киев (1184); 9 — Пермь з-д им. Свердлова (1165); 10 — Каунас (1096); 11 — Таллин (744); 12 — Брест (640); 13 — Куйбышев, з-д им. Фрунзе (611); 14 — Опытный завод ДОСААФ г. Ленинград (345); 15 — Николаев, Черноморск. з-д (305); 16 — Лиепая (274); 17 — Сосновка (39); 18 — Пярну (5).